Своего рода портной

Константин Мацан
24 ноября 2008, 00:00

По мнению швейцарских банкиров, несмотря на финансовый кризис, население Земли в целом продолжает богатеть. А потому все более нужной становится такая отрасль банковских услуг, как управление состоянием

Совместный проект журнала «Эксперт» и посольства Швейцарии в РФ

Термин «управление состоянием» (wealth-management) в российской действительности еще не успел стать обиходным. Тем не менее швейцарский Bank Julius Baer & Co. Ltd., который специализируется на предоставлении услуг именно в этой сфере, в марте 2008 года открыл в Москве свое представительство. О группе Julius Baer и ее деятельности «Эксперту» рассказал председатель правления Bank Julius Baer & Co. Ltd. Алекс Видмер.

— В чем заключается деятельность вашей компании?

— Мы помогаем нашим клиентам — людям с большим частным капиталом — эффективно распорядиться их финансами в долгосрочной перспективе и, как правило, в международном аспекте. То есть человек приходит к нам, и мы можем дать ему квалифицированный совет: куда направить инвестиции и как это сделать. Julius Baer находит индивидуальный подход к каждому клиенту, прописывает стратегию — с учетом его пожеланий, интересов его семьи, с оглядкой на его бизнес и возможность действовать в международном измерении. Такая компания — это своего рода портной, который подсказывает, как лучше пошить костюм, какой фасон вам больше подойдет, какие ткань и цвет выбрать.

— Как давно ваша компания представлена на рынке?

— Основа компании была заложена еще в 1890 году, когда банкир Юлиус Бэр открыл офис на Банхофштрассе в Цюрихе. С тех пор банк развивался, следуя традициям швейцарского банковского дела, и перерос в группу Julius Baer Holding Ltd., которая объединила в конце 2005 года несколько частных швейцарских банков и компанию по управлению активами GAM. Сегодня это крупнейшая в Швейцарии компания, специализирующаяся на управлении состоянием.

— В каких регионах вы работаете?

— За последние пять лет мы развивали свою деятельность во всех экономически важных регионах: в Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке, в Азии и Латинской Америке. Фактически, где бы наш клиент ни находился, он везде может получить по-швейцарски первоклассное банковское обслуживание.

— Ваши услуги реально востребованы?

— Вполне. На фоне стремительного роста мировой экономики уровень благосостояния поднялся сегодня до рекордных высот. Причем не только в развитых странах, но и — возможно, даже более отчетливо, хотя и с намного более низкого уровня — в так называемых развивающихся экономиках. А ведь с личными финансами необходимо уметь так же профессионально обращаться, как и с любым другим активом или ресурсом. Например, в развитых странах финансовые капиталы начинают все чаще передаваться по наследству — а значит, необходимо ими грамотно распоряжаться, чтобы сохранить для будущих поколений. В развивающихся странах, напротив, финансы чаще воспринимаются не как частные активы, а как то, что можно инвестировать в бизнес и получать с этого прибыль. Это требует другого подхода в консультировании и применении финансовых инструментов.

— Каким образом финансовый кризис повлиял на вашу компанию?

— Мы работаем исключительно в сфере управления личным состоянием. И поэтому в ситуации финансового кризиса компания Julius Baer не попала в ловушку субстандартных кредитных инструментов и кризиса ликвидности на рынке. Наша позиция подтверждается здоровой балансовой отчетностью и высокой платежеспособностью, для поддержания которой нам не нужны какие-либо вливания ликвидности извне. В этом отношении кредитный кризис только высветил наши лидирующие позиции как компании, предоставляющей услуги по управлению капиталом. Хотя, конечно, косвенно Julius Baer Group пострадала от падения цен на активы на большинстве рынков и от того, что инвесторы слишком настороженно относятся сейчас к принятию на себя рисков. Но даже в ситуации финансового кризиса спрос на наши услуги продолжает расти — люди теперь еще больше хотят получить грамотный совет, как сохранить свой капитал.

— Финансовый кризис сказался на том, какие советы клиентам вы даете?

— Наши клиенты в целом делятся на две группы. Первая (их большинство) — это те, кому нужны высококлассные банковские услуги. То есть собственно управление состоянием, чем мы и занимаемся. Как правило, такие люди хотят инвестировать деньги на долгосрочной основе с учетом своей личной ситуации и часто с прицелом на приращение капитала. В этом случае активы распределяются наиболее подходящим образом для полного инвестиционного цикла. Жесткие и неожиданные потрясения типа текущего финансового кризиса, разумеется, не проходят бесследно для распределения наличных средств между различными видами активов, но касаются в большей степени корректировки индивидуальных решений при прежней стратегической задаче. Вторая группа клиентов — это люди, которые сами являются игроками на рынке и принимают финальные решения самостоятельно, мы же оказываем им только консультативную помощь. Они, как правило, готовы рисковать и обладают при этом определенной смекалкой, как вести дела. Поэтому текущая ситуация ценовых аномалий и чрезвычайной изменчивости рынка открывает перед ними громадные возможности для инвестирования.

— Как давно внимание вашей компании привлек российский рынок?

— Россия до недавних пор оставалась одним из немногих регионов, где мы не присутствовали. Хотя Julius Baer как международная компания, работающая в заграничном банковском секторе, Россией интересовалась уже давно: ее роль в международной жизни растет, экономика развивается, в стране увеличивается число высокообеспеченных людей — все это создает благоприятные условия для бизнеса. В эпоху глобализации, стремительно набирающей обороты в последние годы, Россия становится важнейшей страной БРИК. А потому для нас было вполне логично прийти в Россию — чтобы на личном опыте начать разбираться в происходящих здесь процессах.