Три самых лучших здания ничего не изменят

24 марта 2014, 00:00

О том, почему планирование городов часто важнее архитектуры и есть ли у Москвы благоприятные сценарии развития, «Эксперту» рассказал архитектор голландского бюро Cie Перо Пулиз.

Перо Пулиз

— Почему городское планирование имеет столь большое значение?

— Если три самых талантливых архитектора придумают три здания, но построены они будут в не очень хорошем районе, они совершенно ничего не изменят. Если у вас район со средненькими домами, но там хорошо продумана планировка улиц, рядом есть небольшой парк, где могут играть дети, и хорошая школа — все это обрадует жителей района намного больше, чем здания ведущих архитекторов. Например, в испанском городе Бильбао есть потрясающий Музей Гуггенхайма, который делает городу отличную рекламу, однако для простых жителей намного важнее, по каким улицам они ходят и как их дети будут добираться до школы. В этом плане грамотное планирование городского пространства важнее архитектуры. Я не хочу сказать, что архитектура не важна, однако именно городское планирование оказывает намного большее влияние на обычных людей, и оно больше, чем значение отдельно взятого дома, даже исторического памятника.

— Какие проблемы городского планирования сегодня наиболее остро стоят в Москве?

— Высокая стоимость жилья в центральных районах Москвы вынуждает многих искать жилье на окраинах, поэтому в последние десять-пятнадцать лет там невероятно разрослись совершенно монофункциональные районы: только дома и дома. В последние два-три года, на мой взгляд, появилась тенденция делать эти участки более многофункциональными, например улучшать инфраструктуру и создавать возможности для местной занятости.

Общественные места — слабое место столицы, поэтому и люди их используют нечасто. Мне даже не сразу приходят в голову какие-то примеры: территория вокруг Кремля, Парк Горького — один из самых красивых парков, которые я когда-либо видел, — вот и все. А ведь это очень мало для города с населением 15–20 миллионов человек.

В то же время Москва очень централизована, и это делает ее неэффективной: как правило, вы должны заехать в пределы Садового кольца, чтобы добраться до работы и других важных мест, а это создает огромные проблемы с транспортом. В европейских городах эта проблема тоже есть, но до таких крайностей она не доходит.

Я надеюсь, что в будущем одним из благоприятных сценариев развития Москвы все-таки станет создание многополярного города: например, государственные учреждения и банки медленно децентрализуются, и тогда город станет таким коллажным, в нем будет несколько центров, и даже нынешний центр в этом случае станет еще более привлекательным, потому что перестанет быть таким перенаселенным.

Мы часто сравниваем Голландию с кругом. По оси располагаются крупные города: Амстердам, Лейден, Гаага, Утрехт, Роттердам. Если мы спроецируем это на карту Москвы, то они окажутся на МКАДе — это как раз пример децентрализованной модели.

— Проблемы перегруженности дорог есть, наверное, во всех мегаполисах. Как к решению этой проблемы подходят голландцы?

— Все парковки Амстердама платные, и эти деньги местные власти инвестируют в ремонт дорог и в строительство общественных пространств; кроме того, это стимулирует горожан пользоваться общественным транспортом. У нас хорошо развита система общественного транспорта, в первую очередь железных дорог, поэтому мобильность людей высокая: жители Роттердама могут каждый день ездить на работу в Амстердам, и наоборот. Амстердам — небольшой город, там живет около 700 тысяч человек, и территория не очень большая: как правило, из отдаленных районов до центра можно добраться минут за двадцать, поэтому очень популярны велосипеды. Например, в нашем офисе работает около семидесяти человек, из них только четверо-пятеро ездят на машине. Когда я сам сажусь за руль, на меня смотрят, как на сумасшедшего.

— Ваше бюро работает во многих странах мира. Меняется ли ваш подход при перемещении в другую страну?

— У нас нет универсального набора инструментов для работы. В первую очередь мы должны найти проблему и понять контекст, а затем рано или поздно находим нужное решение. Очень важно понять страну, ее историю и местный образ мышления, войти в контакт с людьми.

В неевропейских странах подход нам приходится менять существенно, спрос там очень отличается от европейского. В некоторых культурах люди более открыты и готовы делить общее пространство, а в других, наоборот, закрыты. При этом спрос на жилые дома в развивающихся странах намного выше, чем в европейских. Очень интересно сейчас развитие России, для нас проекты таких масштабов, которые осуществляются здесь, затрагивающие порой сотни гектаров, кажутся совершенно невероятными. Я даже подумываю начать учить русский язык.