Ликвидация дефицита ликвидности

Татьяна Гурова
главный редактор журнала «Эксперт»
20 июня 2005, 00:00

На бирже РТС пытаются создать механизм раскрутки акций компаний средней капитализации. Расчет делается на то, что этот механизм позволит привлечь на биржу и новые бумаги, и новую ликвидность

В России существуют две ведущие площадки по торговле акциями - биржи ММВБ и РТС. В вопросах торговли "голубыми фишками" ММВБ - безусловный лидер. Одна из явных причин преимущества этой биржи - удобство входа на рынок. Здесь действует так называемый прямой шлюз: для того чтобы сделать заявку на покупку, не надо обращаться к брокеру, достаточно выставить заявку на рынок. На РТС такого нет. И тем не менее в первом своем выпуске мы решили побеседовать с президентом РТС Олегом Сафоновым. Причина такого решения связана с предметом нашего главного интереса - акциями второго эшелона. Сегодня именно РТС, уступившая в конкуренции за торговлю "голубыми фишками", делает ставку на создание удобной площадки для торговли акциями компаний средней капитализации. Проект этот в самом начале. О результатах говорить рано, но перспективность процесса уже налицо.

- В 2004 году в РТС произошли довольно существенные изменения. Наряду с некоммерческим партнерством "Фондовая биржа РТС" возникло ОАО "Фондовая биржа РТС". Зачем создавалась новая биржа?

- Одно из требований, предъявленных биржам упраздненной более года назад Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, заключалось в том, что биржи могут существовать только в форме акционерных обществ. Подчиняясь воле регулятора, мы должны были учредить АО. Однако за нами оставалось право решать, каким будет это общество - закрытым или открытым. Форма ЗАО была признана неэффективной, так как она существенно ограничивает возможности перераспределения акций акционерного общества. Мы остановились на открытом обществе, бумаги которого могут свободно покупаться и продаваться независимо от позиции существующих акционеров или менеджмента компании. И пока наша биржа - единственная в России торговая площадка, созданная в форме открытого акционерного общества. Это, кстати, вполне в русле мировых тенденций: четыре года назад была акционирована Лондонская фондовая биржа, о своем намерении стать акционерным обществом заявляла и Нью-Йоркская биржа.

- Как формировалось новое ОАО?

- Решением совета директоров НП РТС было создано ОАО "Фондовая биржа РТС" с уставным капиталом 80 миллионов рублей. На первом этапе некоммерческое партнерство владело стопроцентным пакетом акций новой биржи. Однако сразу же ее уставом было определено, что ни один из акционеров ОАО РТС не может иметь более десяти процентов. Прошлым летом мы предложили всем профессиональным участникам фондового рынка приобрести акции новой торговой площадки.

- И купили?

- На продажу было выставлено 60 процентов. Суммарный же объем полученных нами заявок на покупку составил 112 процентов. Соответственно, акции ОАО смогли приобрести все желающие, но их доли в сравнении с долями, указанными в заявках, оказались почти вдвое меньшими. В ноябре 2004 года желание купить по два процента акций проявили четыре крупнейших интернет-брокера - компании "Алор Инвест", "Финам", "Брокеркредитсервис" и "Открытие" - и фондовая биржа "Санкт-Петербург", один из важнейших членов группы РТС. В ближайшее время мы реализуем еще двадцатипроцентный пакет бумаг ОАО.

- Кому будут проданы эти акции?

- Тем участникам, которые за первые шесть месяцев работы ОАО РТС, с 23 ноября прошлого года, показали оборот не менее одного процента от совокупного объема торгов на новой бирже. Мы уже подготовили соответствующую статистику и сделали предложения тем компаниям, которые отвечают этому критерию. Если они примут наше предложение, им будет продано в совокупности 15 процентов акций биржи, а еще пять процентов будут проданы менеджменту биржи. В результате ОАО РТС станет демократичной структурой, акционерами которой будут фактически все профессиональные участники рынка, которые пожелали приобрести в ней долю. Все акции ОАО продавались и продаются по номиналу и стоят порядка 28 тысяч долларов.

- Что вам дает такая открытость?

- Мы стремимся продемонстрировать, что новая биржа является публичным институтом, который мы, ее менеджеры, не собираемся контролировать. Мы хотим, чтобы она развивалась в соответствии с требованиями рынка, так как этого хотят сами участники торгов.

- Какова стратегия новой площадки? Вы рассчитываете забрать часть ликвидности с ММВБ?

- Когда биржа создавалась, некоторые высказывались в том духе, что еще одна торговая площадка в принципе является излишеством: ликвидность российского фондового рынка и так не очень высока. Но мы не собираемся эту ликвидность "размывать". Наша задача иная. Сегодня 90 процентов общего объема биржевой торговли приходится именно на "голубые фишки". Год назад их было всего десять. А в последнее время стало еще меньше: из свободного обращения изъяты почти все акции "Мосэнерго", потеряли инвестиционную привлекательность бумаги ЮКОСа. В 2006 году, после завершения реформы РАО ЕЭС, исчезнут и его бумаги. Если процесс сокращения количества "голубых фишек" продолжится, биржевым игрокам скоро будет нечем торговать.

В то же время объем денежных средств, которые в перспективе могут оказаться на фондовом рынке, растет. Речь идет, во-первых, о деньгах различных систем коллективного инвестирования, включая паевые фонды и накопительную часть пенсии. Во-вторых, о средствах институциональных инвесторов, таких, например, как страховщики. В ближайшее время Минфин намерен предоставить им право размещать через управляющие компании часть страховых резервов в фондовые инструменты. В-третьих, растет количество частных инвесторов, которые раньше ориентировались на вложения в наличную валюту или в банковские депозиты, но теперь, видя, что привычные способы накопления личного капитала стали невыгодными, ищут новые активы.

При наличии огромного денежного предложения перспективы фондового рынка колоссальны. Были бы инструменты для инвестирования. Поэтому одна из главных задач нашего ОАО - создание и развитие высоколиквидного рынка акций новых эмитентов, компаний средней капитализации. Конечно, нас интересует и сохранение ликвидности в секторе "голубых фишек": мы торговая площадка, которая должна зарабатывать себе на жизнь. Но если говорить о стратегии, то она заключается в развитии ликвидности акций второго эшелона. Концентрация биржевых оборотов исключительно вокруг "голубых фишек", если принимать во внимание мировой опыт, - это, в общем-то, нонсенс.

- А какова доля "голубых фишек" в обороте западных бирж?

- Около половины. Однако там - десятки "голубых фишек".

- Как же инвесторы умудряются зарабатывать деньги на этих семи-восьми акциях?

- Деньги как раз зарабатываются в основном на акциях второго эшелона. Хотя, конечно, и на "голубых фишках" тоже. Ведь даже если вы купили акции "Газпрома" три года назад и потом больше ничего с ними не делали, вы все равно получите прибыль. Акции второго эшелона растут быстрее, однако у них есть одна проблема: их можно достаточно легко приобрести, но не так просто продать. По ним нет твердых котировок. Поэтому необходимо наладить механизм, который бы эту проблему решил.

- На ОАО РТС для этого создан институт биржевых специалистов, которые искусственно поддерживают ликвидность. По каким принципам отбираются эти биржевые специалисты и как они отбирают акции, котировки которых будут твердыми?

- Сейчас биржевых специалистов семнадцать. Это компании, профессиональные участники рынка, которые добровольно приняли на себя дополнительные обязанности. Их задача - сформировать список бумаг второго эшелона, по которым они готовы поддерживать твердые котировки, узкие спрэды и обеспечивать объемы торгов.

- Каковы критерии отбора бумаг?

- Принимаются во внимание финансовые показатели эмитента (например, выручка, операционная прибыль), потенциал развития компании, степень недооцененности ее бумаг, политика контролирующего акционера или акционеров, доля акций эмитента, находящихся в свободном обращении, уровень развития вторичного рынка той или иной бумаги.

- А дальше что? Они выставляют котировки и обеспечивают возможность купить или продать бумагу из списка?

- Да, они принимают на себя обязательства купить или продать эту бумагу по определенной котировке. Правда, нужно отметить, что в течение примерно трети торговой сессии биржевой специалист вправе не поддерживать твердые двусторонние котировки.

- Расширился ли за полгода список акций, котируемых биржевыми специалистами?

- Нет, пока он остается прежним - в него входит 39 бумаг 27 компаний. Однако по итогам мая более 62 процентов объема торгов на ОАО РТС пришлось на акции второго эшелона. В апреле же - всего 46 процентов. Таким образом, положительная динамика налицо. Правда, объемы торгов отдельными бумагами небольшие, но есть правильная тенденция. Сейчас мы занимаемся тем, что проводим семинары и конференции в разных регионах страны и рассказываем эмитентам и инвесторам о том, что рынок второго эшелона на ОАО РТС есть, что сюда можно вывести акции компании, здесь можно сделать IPO и обеспечить рыночную оценку бизнеса. То есть мы занимаемся пропагандой, хотя это, в общем-то, государственная задача.

- Все компании так или иначе занимаются пропагандой своей деятельности.

- Биржа - всего лишь часть инфраструктуры фондового рынка. А развитие этого рынка - задача государственная. Руководитель ФСФР Олег Вьюгин как-то сказал, что существует два способа построения фондового рынка. Первый - это аутсорсинг, как в странах Восточной Европы, фондовые рынки которых перемещаются на Лондонскую или Нью-Йоркскую биржу. А второй - создание фондового рынка внутри страны. Типичный пример - Китай, где очень жесткое регулирование. Мы, конечно, вряд ли последовательно пойдем по китайскому пути. Однако хорошо, что политическое решение уже принято: российский фондовый рынок должен находиться в России. А это предполагает, что в стране должна быть построена недорогая и эффективная фондовая инфраструктура. РТС - ее часть.

- Вы предлагаете эмитентам выводить акции на биржу. Однако их бумаги могут далеко не сразу оказаться в числе постоянно котируемых. Акции могут не быть ликвидными в течение долгого времени.

- Как показывает опыт, все первичные размещения в последнее время были очень успешными. Даже "Хлеб Алтая", небольшая и, как считали многие, не очень интересная для фондового рынка компания, привлекла 8 миллионов долларов. А вот дальше, вы правы, должна создаваться ликвидность. Здесь есть несколько подходов. Если компания оценивается рынком как перспективная, то профучастников не нужно завлекать: они сами начнут торговать ее бумагами. В этом случае инициатива принадлежит участникам рынка. Однако инициатором развития ликвидности своих бумаг часто выступает и компания-эмитент. Она может обратиться к брокерским компаниям, которые помогут ей не только вывести свои акции на рынок, но и обеспечить определенный объем торгов на биржевых площадках. Такие брокеры могут, например, стать биржевыми специалистами по конкретной бумаге на ОАО РТС.

- А как насчет населения? Есть ли тенденция прихода на фондовый рынок рядовых инвесторов? Нам кажется, что она плохо просматривается.

- Я с вами не согласен. Например, число пайщиков паевых инвестиционных фондов за прошлый год выросло в три раза, до 70 тысяч человек. Есть оценки, согласно которым число активных инвесторов - частных лиц уже достигает 100 тысяч. Но эта статистика не учитывает перспективу. Инвестором может быть человек, у которого уже накоплена сумма порядка 20 тысяч долларов. И я думаю, что таких людей в нашей стране несколько миллионов, из них порядка миллиона - наши потенциальные участники.

- Вы рассчитываете на новые IPO в этом году?

- Конечно. С марта прошлого года по май нынешнего IPO провели девять российских компаний, а за весь период с 1996-го по 2003 год - шесть компаний, то есть в полтора раза меньше. О готовящихся первичных размещениях уже объявило около 25 российских эмитентов. Это колоссальное достижение. Раньше реальные владельцы предприятий не торопились обнародовать сам факт владения и тем более не намеревались допускать в свой бизнес новых собственников со стороны. Сейчас, оценивая перспективы привлечения средств для развития бизнеса, многие видят их именно на фондовом рынке, а не в банковском кредитовании, выпуске векселей или других долговых обязательств. То есть сейчас потребности инвесторов и эмитентов сошлись в одной точке: первичные размещения необходимы.

- На ОАО РТС появился еще такой инструмент, как обращение паев паевых инвестиционных фондов. Это зачем?

- Да, недавно собрание акционеров ОАО приняло решение о создании на бирже новой секции, в рамках которой происходила бы торговля инвестиционными паями. Кроме того, в феврале мы начали расчет стоимости паев в режиме реального времени. До этого пайщики имели возможность получать информацию о стоимости чистых активов фондов и инвестиционного пая только после окончания торговой сессии. Теперь же инвесторы ПИФов смогут в течение торгового дня отслеживать динамику стоимости паев и оперативно принимать решения о продаже или покупке этих бумаг. Это послужит популяризации и росту ликвидности вторичного рынка инвестиционных паев.

Если говорить о вторичном рынке этих инструментов в целом, то торговля паями на бирже позволяет создать прозрачный механизм их покупки и продажи. Если рассматривать классическую схему приобретения и погашения паев, то она не совсем удобна для частных инвесторов, особенно из регионов. Они должны написать заявление, отправить его по почте, затем это заявление должно быть рассмотрено. За это время цена инвестиционного пая может и вырасти, и упасть. На бирже все понятно: через брокера можно подать заявку о продаже или покупке пая по текущей цене, которая сформировалась на момент подачи заявки. То есть нужно сделать так, чтобы миллионы людей в любом уголке нашей страны, если захотят, могли бы вложить свои деньги, пользуясь очень простым, прозрачным и быстрым механизмом. Ведь порог вхождения частного инвестора на фондовый рынок через ПИФ очень низкий: есть фонды, у которых минимальная сумма вложений составляет тысячу-три тысячи рублей.

- Сегодня на биржах группы РТС обращаются паи всего десяти ПИФов. Вы планируете расширять этот список?

- Да. Уже в ближайшее время планируется вывод на ОАО РТС инвестиционных паев шести ПИФов под управлением УК "Тройка Диалог". В перспективе, когда паев наберется несколько десятков, мы хотели бы создать соответствующий индекс стоимости инвестиционных паев. С помощью этого индикатора частные инвесторы смогли бы оценивать эффективность своих вложений. Впрочем, пока это только идея.

- Был ли у вас личный опыт инвестирования?

- Был, и довольно большой.

- У вас есть какое-то правило для инвестора?

- Чем больше информации, причем разносторонней, из разнообразных источников, тем лучше. Утром и вечером я смотрю новости по телевидению. Днем читаю печатную прессу и интернет-издания.

- Сколько бумаг, по вашему мнению, должно быть в хорошем портфеле?

- Это индивидуально и зависит от количества денег, от того, на какой период времени вы готовы их инвестировать, на какой уровень дохода ориентируетесь, какие риски считаете приемлемыми. В конце концов, у каждого могут быть персональные симпатии и антипатии даже по отношению к тем людям, которые руководят конкретными компаниями.

- Пять бумаг в портфеле - это нормально?

- Да, это вполне нормально. Я бы только приобрел акции пяти эмитентов, представляющих различные отрасли хозяйства. Впрочем, можно начинать работать и с одной бумагой, с двумя, потом наблюдать за динамикой стоимости портфеля и увеличивать количество его составляющих. Все приходит с опытом.

- Когда, на ваш взгляд, число эмитентов, акции которых можно будет отнести к "голубым фишкам", увеличится до двадцати-тридцати?

- На этот вопрос ответить сложно. Сейчас мы заняты построением эффективной, недорогой и надежной инфраструктуры фондового рынка. И мы готовы к тому, что рынок будет расти. Очевидно, что сейчас он вступает в стадию бурного развития, переходит на другой, более высокий уровень. Это подтверждает хотя бы количество IPO, проведенных в последнее время. А когда количество перейдет в качество, я не знаю, и, честно говоря, не хочу гадать.