На бис

19 марта 2007, 00:00

Казалось, самое страшное позади. Нефть 7 марта подскочила почти до 62 долларов, мировые индексы пошли в рост, и российский рынок 9 марта со свежими силами также устремился наверх. Однако повторное падение, которое предсказывали управляющие портфелями и аналитики, случилось. Два дня рынок балансировал, не решаясь куда-либо двинуться. Но неустойчивая американская статистика все же подвела мировые фондовые рынки 13–14 марта: вечером 13-го, когда торги в России уже закончились, Ассоциация ипотечных банкиров США (MBA) сообщила, что доля ипотечных договоров, по которым в четвертом квартале 2006 года началась процедура отчуждения жилого дома у заемщика-неплательщика, поднялась до рекордного для страны показателя 0,54%, а ипотечные компании продолжили заявлять о своих финансовых сложностях. Кроме ипотеки подкачала и статистика по продажам: рост розничных продаж за февраль оказался значительно ниже ожиданий (0,1% против предполагаемых 0,3%). В результате американские фондовые индексы обвалились на 2%, а российский рынок открылся с утренним гэпом вниз. По итогам дня 14 марта снижение составило 2%, что является хорошим результатом, если учесть, что утром падение достигало 5%. Но уже на следующий день американские индексы показали пусть слабую, но все же положительную динамику, что дало российским акциям возможность 15 марта открыться с гэпом вверх и закрыться в двухпроцентном плюсе, то есть фактически вернуться к оптимистическим уровням 9–12 марта. При этом было очевидно, что все две недели рынок находился в раздрае, котировки акций двигались не привычно в одном направлении, а кто куда.

Акции ОГК-3 привлекли внимание всего рынка 9 марта, в день закрытия книги заявок на их дополнительную эмиссию. При взлетевших в десятки раз объемах торгов ее котировки поднялись более чем на 11%. На следующий день в субботу стали известны результаты IPO: 38% акций ОГК-3 выкупил за 3,1 млрд долларов «Норильский никель», заплатив 0,17 доллара за акцию. Эта цена превысила цену закрытия 9 марта на 12%. Соответственно, в понедельник 12 марта бумаги ОГК-3 устремились ввысь, а объемы торгов по ним выросли еще почти в полтора раза.

Акции РАО ЕЭС скоррелировали с акциями ОГК-3 и показали еще более бурный рост — почти 7% 12 марта (а «префы» энергохолдинга и вовсе взлетели на 9%). Объемы торгов были поистине гигантскими даже для РАО — практически 50 млрд рублей (что сравнимо с оборотом торгов на всей фондовой секции ММВБ). Это привело к тому, что 12 марта, когда все остальные «фишки» пытались уйти в минус, РАО ЕЭС мощным рывком вытянуло рынок на нейтральную территорию. Не остались в стороне от эйфории и другие энергетические активы: к примеру, «Иркутскэнерго» подорожало в этот день почти на 5%, а ОГК-4 и ОГК-5 прибавили по 6%. «Рост акций ОГК-3 в пятницу 9 марта, накануне размещения, был вполне ожидаемым: мы предполагали, что размещение пройдет по высокой цене и что ему будет предшествовать рост (правда, было не ясно, насколько велик будет этот рост), — сказал D старший аналитик по энергетике ИК “Антанта Капитал” Дмитрий Терехов. — Конечно, нет сомнений, что и инсайд на рынке тоже присутствовал: наверняка были игроки, которые знали, кто выкупит допэмиссию и по какой цене. Что касается роста котировок и объемов торгов РАО ЕЭС, то ему способствовало как успешное размещение ОГК-3 (капитализация РАО складывается из капитализации его “дочек”, в первую очередь генерирующих), так и отсутствие на иных рынках и в других секторах четких инвестиционных идей. Нет сомнений, что в РАО хлынул спекулятивный капитал; стратегические инвесторы не покупают на таких новостях».

Привилегированные акции «Ростелекома» удивили во вторник 13 марта: за торговую сессию они сумели подняться аж на 12,5%. «Дисконт привилегированных акций “Ростелекома” к обыкновенным акциям не имеет аналога на российском рынке; он должен быть гораздо больше (отношение цены “префов” “Ростелекома” к цене обычных акций 0,37 против стандартных для нашего рынка 0,75–0,8), — поясняет директор департамента управления активами Промсвязьбанка Петр Терехин. — Я не могу сказать, в чем привлекательность этих бумаг; вариантов ответа на вопрос, почему мог произойти резкий скачок их котировок 13 марта, может быть три. Либо кто-то знает о том, что по ним будут хорошие дивиденды, либо бумагу слишком сильно начали продавать (что при нарушении ликвидности могло привести к росту котировок), либо на рынке курсирует идея о том, что привилегированные акции могут стать голосующими».

Сбербанк заставил свое руководство и организаторов IPO поволноваться 5 марта. Утром этого дня «Сбер» решил поддержать всеобщее падение и провалился ниже 89 тыс. рублей за акцию — меньше цены размещения. Однако потом котировки Сбербанка были вытянуты из ямы чьими-то нечеловеческими усилиями, да так, что к концу дня он единственным из всех «фишек» закрылся в плюсе. Соответственно, и IPO было спасено от провала, которым грозил отказ покупателей от оплаты своих заявок.

Продолжалась скупка акций банка «Возрождение»: 6 марта они прибавили в цене 5,6%, а 9 марта — 8,5%.

Акции «Уралсвязьинформа» также продолжали выкупаться с рынка неким стратегом; в дни роста на рынке его бумаги дорожали быстрее остальных акций.

«Татнефть» все увереннее входит в ряд популярных у игроков нефтяных «фишек»: все две недели ее акции следовали за ценами на нефть, причем движения были гораздо резче, чем у остальных бумаг сектора. Так, 5 марта она сильнее всех дешевела, а 15 марта сильнее всех дорожала в самом начале торгов. 9 марта было отмечено положительными новостями по компании: премьер Татарстана и глава совета директоров «Татнефти» Рустам Минниханов объявил, что Республика Татарстан как мажоритарный акционер (в ее руках находится более 33% акций компании) будет рекомендовать начислить дивиденды по итогам 2006 года в размере 30% от чистой прибыли. Такие крупные дивиденды акционеры хотели бы получать от «Татнефти» и по итогам 2007 года. Аналитики расценили эту новость как весьма позитивную, и в итоге 9 марта акции «Татнефти» показали 4,7-процентный рост на вдвое выросших объемах.

«Роснефть» продолжает радовать спекулянтов: 7 марта она прибавила в цене более 4%, то есть больше, чем остальные «фишки», без каких-либо новостей.

«Газпром» наконец-то выбился в лидеры роста 9 марта — накануне его ADR прибавили 6%, скупаемые западными игроками. В итоге акции газового холдинга и на российских площадках показали 5-процентный рост.

АвтоВАЗ совершил два рывка подряд: 14 и 15 марта его бумаги дорожали более чем на 6% каждый день. А привилегированные акции концерна в эти же дни и вовсе прибавили по 12 и 17,6% соответственно. При этом объемы торгов этими бумагами удвоились 14 марта и еще раз удвоились (а по «префам» выросли в восемь раз) 15 марта. Это выглядит особенно странно, если учесть, что 14 марта было траурным днем для российского рынка, а 15-е — днем легкого позитива. Аналитики предполагают, что дело тут в появившихся слухах о том, что 66,5% акций, которые сейчас находятся на балансе «дочек» автомобильного концерна, станут казначейскими и будут уничтожены.

При подготовке использованы материалы ИК БКС, ИК «Велес Капитал», ВТБ 24, ИГ «КапиталЪ», МДМ-банка, ИК ОЛМА, Промсвязьбанка.