Наиболее известным сторонником фундаментального подхода к покупке акций является Уоррен Баффет, ссылавшийся на труд Б. Грэхема и Д. Додда «Анализ ценных бумаг» (1934 год) как на классическое исследование, заложившее основы разумного инвестирования. Фундаментальный подход предполагает отношение к покупке акций как к покупке доли бизнеса. Для этого следует понять его финансовое состояние, рентабельность и перспективы развития. Неважно, что приобретается лишь малая доля предприятия. Если бизнес хорош, то его стоимость будет расти. Однако чтобы бизнес оценить, необходимо владеть информацией о нем. А с компаниями третьего эшелона это непросто.
Тяжелое наследие
Большинство российских открытых акционерных обществ в целом имеют низкую степень информационной прозрачности для инвесторов. Отечественное законодательство не требует раскрытия конечных собственников компании. Часто в реестре акционеров фигурируют юридические лица, в том числе из офшоров, учредители которых неизвестны. Поэтому часто реальные владельцы российского предприятия выясняются, только если оно проводит IPO за рубежом. Это вынужденная мера для собственников, но иначе иностранных инвесторов не привлечь. Таких фирм в России пока меньшая часть.
Другая проблема — особенность российского стандарта бухгалтерского учета (РСБУ). Очень часто предприятия имеют дочерние и зависимые фирмы, но РСБУ целостной картины не покажет. Предприятия-«голубые фишки» для получения консолидированной отчетности по своей группе компаний (холдингу) используют международный стандарт финансовой отчетности (МСФО). По некоторым оценкам, так поступают около 20% эмитентов. В остальных случаях реальное положение дел на предприятии остается неизвестным для инвесторов и аналитиков. Последним в своих оценках компании приходится использовать отчетность по РСБУ и вносить корректировки.
Часто получение даже открытой информации об эмитенте сопряжено с большими трудностями. Раскрывают информацию о себе в требуемом законодательством объеме не все и не в строго установленные сроки.
По словам директора службы рейтингов корпоративного управления Standard & Poor’s Юлии Кочетыговой, «часто невозможно даже ознакомиться с уставом эмитента, то есть понять ключевые права акционеров». Одновременно большинство эмитентов не имеют кредитных рейтингов, даже если их акции и облигации обращаются на биржевом рынке.
Некоторые аналитики инвесткомпаний говорят о том, что попытки собрать информацию о том или ином эмитенте оказались безуспешными, а располагаемых данных не хватает для определения его справедливой стоимости. Помимо финансовой информации о предприятии для анализа важно хорошо понимать аспекты его хозяйственной деятельности: долю на рынке, диверсификацию бизнеса, зависимость от властей, поставщиков продукции и т. д. Получить такие сведения часто невозможно в открытых источниках, поэтому аналитики периодически лично общаются с представителями эмитента.
Таким образом, приобретение акций компании, о которой известно чрезвычайно мало, с точки зрения инвестирования рискованно. И принцип У. Баффета, который покупал бумаги фирм, продукция которых ему нравилась, а бизнес был понятен, в данном случае не пройдет.
В связи с этим важную роль при инвестициях в третий эшелон играют идеи, отражающие важные события в корпоративной жизни эмитента. Некоторые из них D’ публикует в разделе «Флюгер», и если предлагаемая аналитиком идея близка и понятна, то имеет смысл глубже изучить эмитента и, возможно, ею воспользоваться. Покупка третьего эшелона не является маргинальным поступком. Подход к формированию инвестиционного портфеля предусматривает приобретение валюты с размещением на депозит (что пока неактуально), государственных и корпоративных облигаций, акций «голубых фишек» и третьего эшелона. Распределение средств между инструментами разного типа зависит от склонности инвестора к риску и финансового плана. У «консерватора» большая часть денег будет в облигациях, у «агрессора» — в низколиквидных акциях.
Просчитанное мнение
Сведений по «голубым фишкам» существенно больше. В связи с этим их оценивают множество аналитиков, что позволяет усреднять справедливые цены и определять среднюю «температуру по больнице», называемую консенсус-прогнозом. Такие прогнозы периодически публикуют СМИ, в частности D’ в первом номере за 2007 год посчитал средние справедливые цены по наиболее ликвидным акциям. Подводить итоги рано, но в целом стратегии на год по отраслям и отдельным эмитентам пока оправдываются. Разброс в оценках одной и той же справедливой стоимости акции разными аналитиками часто бывает большим, поэтому руководствоваться этими данными невозможно, но периодически баланс мнений склоняется в определенную сторону, и на это стоит обратить внимание.
Конфликт интересов
Упреки аналитикам в том, что они манипулируют мнением инвесторов для навязывания им акций в угоду брокерской компании, высказываются регулярно. Показательно, что происходит это и в стране с самым развитым фондовым рынком — США. Серия скандалов вокруг Enron и IT-компаний времен интернет-бума конца 1990-х годов, когда инвесторов сознательно вводили в заблуждение, заставила власти США обязать аналитиков соблюдать некоторые правила. Так, они должны раскрывать факт владения акциями исследуемого эмитента. Кроме того, им запрещается торговать акциями за 30 дней до и спустя пять дней после выхода аналитического обзора по компании.
Стоит при этом подчеркнуть и тот факт, что бизнес многих российских брокеров во многом зависит от благополучия клиентов, которые платят комиссионное вознаграждение со сделок, в отличие, например, от дилинговых Forex-центров. Это заставляет первых действительно оказывать информационно-аналитическую поддержку своим клиентам. Одновременно стоит отметить отсутствие в России независимых аналитических групп, бизнес которых состоял бы в создании аналитических отчетов с последующей продажей инвесторам, эмитентам или финансовым компаниям. Вероятно, в будущем они появятся вместе с развитием фондового рынка, когда на аналитику будут находиться покупатели.