КамАЗы на бирже

Екатерина Михайлова
21 апреля 2008, 00:00

В 2005 году на фондовом рынке заговорили о том, что кто-то скупает акции КамАЗа на бирже. А недавно стало известно, что инвесткомпания «Тройка Диалог» может получить в предприятии контрольный пакет. Стоит ли покупать уже подорожавшие в 10 раз акции, разбирался D’

Компания КамАЗ ассоциируется прежде всего с самосвалами, рекламным слоганом «Танки грязи не боятся» и успехами в ралли Париж—Дакар. Однако акции КамАЗа, как и его автомобили, оказались легкими на подъем: за последние два с лишним года они выросли в цене с 15 до 186 руб. в январе текущего года, однако сейчас их стоимость составляет 150 руб. Бурный рост котировок связывали на рынке не столько с успехами бизнеса завода, столько со скупкой бумаг стратегическими инвесторами во главе с инвестиционной компанией «Тройка Диалог».

В феврале этого года предприятие опубликовало финансовые результаты по МСФО за 2005 и 2006 годы (в рамках подготовки к IPO это необходимая процедура), а также предварительные результаты за 2007 год. Данные весьма позитивны, это привело к тому, что некоторые аналитики стали рекомендовать бумаги к покупке. Например, по оценке ФК «Открытие», целевая цена акций КамАЗа составляет $9,75, а по мнению аналитиков ИГ «Антанта Пиоглобал» — $7,74 при текущей стоимости около $6. Некоторые же инвесткомпании, напротив, по-прежнему настаивают на продаже акций. Так, Банк Москвы рассчитал справедливую стоимость бумаг завода на уровне $4,1, Deutche Bank — $4. Попробуем разобраться в причинах такого разногласия и узнаем, какие сюрпризы готовит нам КамАЗ.

Грузовой бум

Несмотря на рост конкуренции со стороны западных компаний, таких как MAN, Scania, Renault и Volvo, КамАЗ по-прежнему сохраняет за собой лидерство на российском рынке тяжелых грузовиков (свыше 14 тонн), его доля — около 30%. Главным конкурентным преимуществом завода перед западными производителями является стоимость его продукции. Если цена самосвала КамАЗ составляет 1,5–2,5 млн руб., то, например, у MAN и Volvo она в разы выше — 4,5–5,5 млн руб. Кроме того, как говорят производственники, на техобслуживании грузовиков-иномарок можно разориться.

В связи с этим по итогам 2007 года чистая прибыль КамАЗа возросла почти в пять раз по сравнению с предыдущим годом и достигла 3,453 млрд руб., в общей сложности было продано более 52 тыс. грузовиков. «2007 год стал пиковым на рынке грузовых автомобилей, спрос на данную технику существенно повысился благодаря буму строительства в России. Кроме того, спрос отмечался в сегменте автобусов и спецтехники, в частности бетоновозов. В дальнейшем объемы строительства продолжат увеличиваться, в том числе в связи с подготовкой к Олимпиаде в Сочи и вложениями в дорожную инфраструктуру, соответственно, продажи КамАЗа будут стремительно расти», — говорит старший аналитик ИГ «Антанта Пиоглобал» Игорь Краевский. До 2012 года в увеличение мощностей и модернизацию производства КамАЗ намерен инвестировать свыше $1,5 млрд. Согласно планам завода выпуск грузовых автомобилей к этому времени повысится в два раза — до 100 тыс. штук в год.

Российским рынком КамАЗ не ограничивается, его продукция поставляется в страны СНГ — Казахстан, Украину, Туркменистан, Азербайджан и Узбекистан, а также в государства Африки, Азии и Латинской Америки. В общей сложности в 2007 году КамАЗ продал за границей 25,5% выпущенных грузовиков — около 13 тыс. штук.

«КамАЗ ведет агрессивную политику в зарубежных странах. Открывает там свои сборочные производства, пытаясь закрепиться на быстрорастущих рынках и таким образом нарастить продажи», — отмечает Игорь Краевский. Сейчас у завода есть сборочные предприятия во Вьетнаме, Украине, Азербайджане, Пакистане и Иране. Кстати, грузовики предприятия пришлись по вкусу харизматичному президенту Венесуэлы Уго Чавесу. В сентябре прошлого года он заявил, что планирует организовать сборку КамАЗов в своей стране.

Завод также имеет ряд совместных предприятий с немецкими и американскими компаниями, на которых ведется производство коробок передач, тормозных механизмов, двигателей и деталей для дизельных двигателей. СП по сборке и техническому обслуживанию своих автомобилей КамАЗ налаживает с индийской Tatra Vectra Motors. Таким образом, российская компания активно расширяет географию присутствия, получая доступ на новые рынки и возможность увеличивать производство и продажи.

Контроль и воля

В конце прошлого года произошло, безусловно, важное событие с акциями предприятия. КамАЗ погасил около 10% акций, ранее выкупленных у акционеров компании в рамках публичной оферты по 83 руб. Это привело к уменьшению общего количества бумаг завода с 785 747 574 до 707 229 559 штук, что автоматически увеличило их стоимость — после этого акции выросли в цене со 115 до 186 руб.

А в ближайшее время КамАЗ ожидают перемены в структуре собственников. Согласно информации, появившейся в начале апреля в ведущих российских СМИ, «Тройка Диалог» договорилась с Республикой Татарстан о выкупе 12,5% акций завода и, таким образом, получит контроль над ним. Напомним, что пакет КамАЗа достался Татарстану в 2000 году в качестве уплаты налогового долга, который составлял $145 млн. Хотя официально о сделке пока не сообщалось, глава «Тройки» Рубен Варданян эту информацию подтвердил. Ожидается, что сделка будет закрыта уже совсем скоро — в конце апреля. Покупателем выступит структура Troika Capital Partners — кипрская компания Avtoinvest Ltd. Она выкупит у Татарстана 37,8% акций ОАО «КамАЗ-капитал», владеющего 33,2% акций КамАЗа. Сейчас совокупная доля инвесткомпании в заводе составляет 37,8%: Avtoinvest Ltd владеет 21,2% акций КамАЗа, а через «КамАЗ-капитал», в котором «Тройке Диалог» принадлежит 51%, она контролирует еще 16,6% бумаг. Благодаря сделке с Татарстаном «Тройка» сможет увеличить свой пакет до 50,3%. С учетом закольцовки собственности — акции КамАЗа принадлежат ряду его «дочек» — «Тройка Диалог» фактически получит 54,4%.

Сумма сделки пока неизвестна, однако, по информации в СМИ, не исключено, что Татарстан продаст свой пакет с 40-процентной скидкой к рыночной цене — за $300–350 млн. Сейчас капитализация КамАЗа составляет $4,47 млрд, и пакет его акций 12,5% должен стоить около $560 млн. Возможную продажу бумаг по цене существенно ниже рыночной аналитики восприняли нейтрально, но здесь важно другое. Если «Тройка Диалог» консолидирует на одном юридическом лице контрольный пакет акций, то она должна будет предложить остальным акционерам выкупить их бумаги — выставить оферту. И цена в оферте должна быть не ниже средневзвешенной стоимости акций компании на бирже за последние шесть месяцев. Если бы это происходило в ближайшее время, то цена в оферте могла бы оказаться относительно высокой — порядка 130–140 руб.

Фиксация прибыли

В дальнейшем же благодаря консолидации акций на балансе подконтрольных компаний «Тройка» собирается сделать структуру собственности КамАЗа более прозрачной. Затем она планирует продать часть акций завода стратегическому инвестору, а часть разместить на бирже. Планы «Тройки Диалог» заработать на КамАЗе вполне реальны, тем более учитывая дисконт, с которым она выкупит долю Татарстана. Кроме того, стоимость блокирующего пакета акций (25% плюс одна акция) всегда выше рыночной именно из-за надбавки за стратегический объем. Среди претендентов на пакет акций КамАЗа называются такие крупные европейские производители грузовиков, как MAN, Volvo, Iveco и Scania. Возможное появление стратега — позитивная новость для КамАЗа, убеждены эксперты. «КамАЗ сможет существовать самостоятельно, однако тогда в скором времени он превратится в нишевого игрока. Сейчас предприятие зиждется на производстве грузовиков, спрос на которые обусловлен бурным ростом строительства. В дальнейшем, когда рынок будет сужаться, КамАЗу станет трудно работать с одним нишевым продуктом. Стратег поможет КамАЗу внедрить новые технологии, а также пополнить модельную линейку, что позволит заводу конкурировать с другими производителями и сохранять объем присутствия на российском рынке», — говорит аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. Кроме того, благодаря альянсу со стратегическим инвестором КамАЗ получит доступ к западным деньгам и новым рынкам, добавляет Игорь Краевский.

Как говорят на рынке, сделка со стратегическим инвестором может состояться до конца текущего года, причем исходя из оценки компании в $5 млрд, в то время как рыночная капитализация КамАЗа составляет около $4,5 млрд. Ожидается, что стратегу будет продано 20–25% акций.

Правда, КамАЗ рассматривает еще один вариант своего развития — объединение с белорусским государственным производителем грузовиков МАЗом. Благодаря тандему с коллегой из Белоруссии КамАЗ сможет нарастить свои производственные мощности, однако у компании могут возникнуть проблемы из-за трений, время от времени возникающих между Кремлем и Минском.

Теперь что касается размещения на бирже. Об SPO КамАЗа на российских площадках и IPO в Лондоне говорят уже довольно давно. Причем инвесторам планировалось продать акции из госпакета, размер которого составляет 37,8%. Однако планы государства изменились, госдоля, скорее всего, будет передана корпорации «Ростехнологии», а на бирже появятся акции из пакета «Тройки Диалог». Некоторые аналитики уверены, что размещение пройдет успешно. «КамАЗ при размещении может столкнуться с некоторыми проблемами в связи с не самой благополучной конъюнктурой на мировых финансовых рынках. Однако если завод не поспешит с размещением и выберет благоприятное для него время, то его будет ожидать успех. Ликвидных бумаг в секторе машиностроения мало, так что интерес инвесторов к размещению КамАЗа обеспечен», — считает аналитик ФК «Открытие» Кирилл Таченников. «Кроме того, размещение на бирже станет драйвером роста котировок бумаг КамАЗа. Сейчас free float завода небольшой, ликвидность бумаг низкая. Даже маленькие по объему покупки могут привести к серьезному росту котировок на рынке, поэтому инвесторы с большими деньгами в акции КамАЗа не входят. После размещения количество бумаг в свободном обращении и уровень ликвидности заметно повысятся. Соответственно, риски инвестиций, закладываемые сейчас в ставки дисконтирования, снизятся. А крупные инвесторы с большими объемами средств наконец обратят на бумаги КамАЗа внимание. Все это позитивно отразится на акциях компании», — полагает Михаил Лямин.

Впрочем, несмотря на то что КамАЗ — действительно хорошее предприятие, которое работает в очень динамичном секторе российской экономики, стоит обратить внимание на таблицу с прогнозами аналитиков. Многие из них считают, что весь позитив уже заложен в цену акции. Аналитики компании «Церих кэпитал менеджмент» рекомендуют «сокращать» позиции по мере появления новостей относительно IPO КамАЗа в Лондоне, которые могут приводить к скачкам цены вверх. Кроме того, вероятно, стоит провести аналогию с «Норильским никелем», чьи акции летом прошлого года хорошо росли из-за их скупки основными акционерами (Потаниным и Прохоровым) для формирования блокирующих пакетов. Когда прекратилась скупка — прекратился рост акций, а затем последовало сильное падение котировок. То же самое произошло и после того, как «Газпром» купил необходимое ему количество акций «Мосэнерго» в 2004 году: сначала рост, затем сильный откат. Поэтому, когда «Тройка» действительно консолидирует пакет акций, поддержка стратегического покупателя может исчезнуть. А выставят ли оферту миноритарным акционерам и какова будет цена выкупа — неизвестно.