Нас возвышающий обман

Максим Авербух
13 июля 2009, 00:00

Вековая практика показывает: русский народ так устроен, что без смысла жизни ему просто не прожить. Мещанский быт с его невеликими радостями повышения зарплаты и новых обоев не для него. Русскому народу надо жить во имя чего-то большего, чем дополнительные несколько тысяч рублей на сберкнижке. Это его свойство замечательно уловили большевики, и предложенный ими высокий смысл оказался столь привлекателен, что еще и через 50 лет вдохновлял людей на то, чтобы, сорвавшись с места, променять столичную жизнь на трудности существования практически в чистом поле и ударный труд на строительстве Байкало-Амурской магистрали.

С другой стороны, как лес состоит из деревьев, так и народ — из миллионов и миллионов отдельных людей, никто из которых (за редким исключением) ничего против новых обоев, высокой зарплаты и роста сбережений не только не имеет, но, страшно сказать, стремится к ним — жизнь-то одна, и состоит она не только из праздника Победы, но и из колбасы по 2,20. Причем если 9 Мая случается раз в год, то колбасу хотелось бы видеть на своем столе почаще.

С третьей же стороны, еще со времен Петра русский человек желает утвердиться, утерев нос загранице, отчего постоянно, пусть и под разными названиями и не очень пока удачно, старается «догнать и перегнать Америку». Обратной стороной этого стремления является разве что не болезненное внимание, уделяемое мнению иностранцев.

Думается, вряд ли кто будет возражать, но последние два десятилетия своего существования народ СССР жил без высоких стремлений и приподнимающейся над мутной рябью быта идеи. Зато вместо высокой идеи появились, а затем вместе с сахаром пропали итальянские сапоги. Когда не стало ни идеи, ни сапог, СССР перестал существовать. Выходит, ради устойчивости государства хоть один фактор да должен присутствовать — либо идея, либо сапоги. Точнее, все, что они собой символизировали для советского человека. Самое лучшее в этой парадигме — сделать идеей сапоги. Примерно так поступили по ту сторону океана. Да и по эту тоже. Но русский дух, размышляя о народе, стремится к нестяжательству, и ему печально без идеи, которая одним фактом своего существования наполняет жизнь простого человека высоким смыслом. Колбаса по 2,20 — хорошо, но жить ради нее как-то не хочется.

В эпоху высоких цен на нефть, когда по части сапог в стране относительно хорошо, можно как-то прожить и без идеи. Но вот стоит ситуации с сапогами и колбасой ухудшиться… тут нам советский опыт подсказывает, что идея становится необходимостью.

Так мы приходим к необходимости появления национальной идеи в кризисный период.

Задумаемся, что может быть для России национальной идеей?

Во-первых, чисто по-человечески очень желательно, чтоб в ней присутствовали сапоги. Но только присутствовали, а не были ею. Ибо сапоги как национальная идея на нашей почве не приживаются. Но без них идея не захватит женщин — а это большая часть населения страны.

Во-вторых, сугубо из практических соображений это должно быть что-то, уже проверенное на предмет возможности стать национальной идеей.

В-третьих, в национальной идее должна присутствовать доля фантастики, а с ней и несбыточности. Как в коммунизме.

И в то же время это должно быть нечто грандиозное, нечто такое, чтобы мир не только удивить, но и нос ему утереть.

Вы уже догадались, что автор имеет в виду что-то конкретное. И правильно догадались.

Давайте поразмыслим, что может стать национальной идеей для страны, обладающей третью мировых природных ресурсов и всего 2% населения?

Правильно. Жить лучше всех в мире.

Нравится? Никто не против? А вы лично так даже «за»? Но где же «нас возвышающий обман» высокой идеи?

Будет вам идея. Потому что жить лучше всех в мире — это только часть национальной идеи.

Вторая же ее часть — космос. Да-да, тот самый, куда летали Гагарин и Леонов.

Идея проста: пусть весь остальной мир извлекает прибыль, потихоньку воюет, испытывает кризисы и прочая, и прочая… Россия будет осваивать космос. Копошитесь там, на Земле, с вашими мелкими проблемами, ребята. У России своя миссия — космос.

Самое удивительное, что и то и другое нам под силу. Проверено временем и обеспечено тем большим парнем на небе, который разместил в Сибири мировую кладовую природных ресурсов. Даром он, что ли, старался? Или мы хотим стать народом, который подвел самого Господа Бога?