ГАЗ и тормоз

Екатерина Михайлова
14 сентября 2009, 00:00

Группа ГАЗ достаточно эффективно борется с последствиями кризиса, однако у компании довольно большие долги. Сможет ли она их отдать в намеченные сроки, пока под вопросом

О том, что у ГАЗ большие проблемы с долгами, в принципе известно уже давно. Как заявил недавно председатель правления группы Сергей Занозин, задолженность ГАЗа перед банками составляет 44 млрд руб. К этому стоит добавить проценты, а также долги компании перед облигационерами и поставщиками. В общей сложности, по грубому подсчету, это более 50 млрд руб. По данным МСФО за 2007 год, EBITDA составила примерно 15 млрд руб. Таким образом, если бы золотые годы для ГАЗа продолжились, то он смог бы рассчитаться по долгам за чуть более чем три года. Однако теперь расплата может растянуться на больший срок. В связи с кризисом продажи ГАЗа резко упали, а за ними снизились и доходы. Так, в 2008-м примерно 30% выручки группы пришлись на легкие коммерческие автомобили (LCV) — главным образом это «Газели». Однако за первые семь месяцев 2009 года продажи LCV по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 65%, до менее чем 24 тыс. штук. При такой ситуации расплата по долгам растянется более чем на пять лет, но и это не катастрофа для компании. Многие кредиторы готовы согласиться на реструктуризацию долгов.

«Учитывая продуктовую линейку ГАЗа, “выздоровление” компании будет напрямую зависеть от восстановления экономики, а именно потребности бизнеса в коммерческих автомобилях, грузовиках, строительной и другой спецтехнике», — отмечает аналитик «Пиоглобал эссет менеджмент» Игорь Краевский. Инвесторы в последнее время были довольно скептически настроены в отношении ГАЗа: если весной 2008-го бумаги группы стоили более $200, что было их максимальным уровнем, то ровно через год они опустились ниже $5. Сейчас акции чувствуют себя немного лучше: они торгуются выше отметки $20.

Долговая яма

«Прежний бурный рост акций ГАЗа можно объяснить бумом российского автомобильного рынка, связанным с ростом кредитования. На тот период также пришелся бум инфраструктурного строительства — продажи спецтехники росли высокими темпами», — говорит Игорь Краевский. Кроме того, компания сделала ставку на автомобиль Volga Siber. «Ситуация, в которой оказался сейчас ГАЗ, характерна для компаний, которые ставили на рост и активно кредитовались. В принципе вся бизнес-империя Олега Дерипаски пострадала от этой стратегии. Когда все источники внешнего финансирования закрылись и ставки по кредитам начали расти, это стало началом конца. Спад продаж привел к уменьшению денежного потока компании, и она потеряла возможность обслуживать существующие обязательства», — объясняет Игорь Краевский.

Сейчас ГАЗ ведет переговоры с банками о реструктуризации долга. Предполагается, что группа получит пятилетнюю рассрочку платежей. В первые два года компания будет погашать только проценты. На эти цели банки готовы предоставить ГАЗу пятилетний синдицированный кредит под 17% годовых с ежегодным пересмотром ставки. Кроме того, в июле группа получила госгарантии в размере 20 млрд руб. Главным по отстаиванию интересов банков-кредиторов является Сбербанк. СМИ сообщали, что глава Сбербанка Герман Греф и зампредправления Евгения Королева войдут в состав совета директоров группы. Свое согласие на реструктуризацию уже дали 17 банков, остался только Альфа-банк. Он готов присоединиться к синдикату, но только после того, как прояснятся условия реструктуризации всех долгов перед ним «Базэла».

В феврале этого года 100-процентная «дочка» ГАЗа — «ГАЗ-финанс» не исполнила оферту по дебютному выпуску облигаций. К концу апреля на реструктуризацию согласились владельцы 80% облигаций на 3,85 млрд руб. По словам аналитика Банка Москвы Леонида Игнатьева, на данный момент достигнута договоренность уже с более чем 90% облигационеров. Расплатиться с ними ГАЗ планирует к концу 2010 года. Первая выплата намечена на этот декабрь.

«Сейчас облигации “ГАЗ-финанса” торгуются в районе 75% номинала. До того как наступила ясность с реструктуризацией, они торговались и ниже 40%. Это говорит о том, что настроение инвесторов резко улучшилось», — замечает Леонид Игнатьев. Он отмечает, что условия реструктуризации долговых бумаг относительно условий реструктуризации банковских кредитов выглядят более чем неплохо. «Обычно в проигрыше оказываются держатели облигаций, потому что у них меньший переговорный ресурс», — поясняет он.

По оценке Леонида Игнатьева, ГАЗ с вероятностью более 50% сможет расплатиться с облигационерами в рамках предусмотренного графика. «Однако кредитоспособность ГАЗа все еще вызывает много вопросов, и это делает его облигации интересными разве что инвесторам с высоким аппетитом к риску и тем, кто имеет преимущественный доступ к информации вокруг переговоров с банками-кредиторами, хода сделки GM—Magna—Сбербанк и о текущих операционных показателях компании», — оговаривается он.

Недавно стало известно, что суд удовлетворил иск НЛМК о взыскании с группы более 1 млрд руб. Напомним, металлургический комбинат приостановил поставки ГАЗу из-за просрочек еще в ноябре прошлого года. А его глава Владимир Лисин заявил, что будет добиваться банкротства ГАЗа и выплаты долгов. Впрочем, например, с «Северсталью» группе удалось договориться. В ближайшее время согласие на реструктуризацию планируется получить и от ММК.

Операция «Антикризис»

Как полагают аналитики, ГАЗ проводит достаточно эффективную антикризисную программу. С января 2009 года Горьковский автомобильный завод работал в трехдневном режиме. На пятидневку он вернулся в июле. Стали стимулироваться продажи: кредит на покупку автомобилей ГАЗ можно взять по льготным условиям. В антикризисную программу вошли и массовые сокращения. В августе на должность президента группы ГАЗ был назначен швед Бо Андерссон, имеющий внушительный опыт работы в автомобильной отрасли (см. «Антикризисный управленец»). Кроме того, он теперь возглавляет совет директоров ГАЗа. Бо Андерссон будет заниматься разработкой стратегии компании, а также руководством текущей операционной деятельностью. Сергей Занозин сохранил пост председателя правления, однако теперь он находится под подчинением выходца из GM.

В результате всех мер компании удалось улучшить свои финансовые показатели. Отчетности по МСФО за 2008 год группа ГАЗ пока что не представила. Согласно ежеквартальной отчетности, за 2008 год чистый убыток ГАЗа составил более 3 млрд руб., а за первый квартал этого года — почти 2 млрд руб. Однако чистая прибыль за первое полугодие превысила 3 млрд руб.

«Среди задач ГАЗа на среднесрочную перспективу — обновление модельного ряда», — говорит аналитик ФК «Открытие» Кирилл Таченников. Большую роль, по мнению Игоря Краевского, будет также играть грамотный маркетинг. «Государство размещает госзаказы, но их объемы лимитированы и позволяют компании только выживать, но не нормально развиваться. В отсутствие розничных продаж еще одним источником сбыта для ГАЗа могут стать крупные корпоративные заказчики», — отмечает он. Кстати недавно ГАЗ сообщил, что решил опробовать новый способ продаж коммерческих автомобилей — через агентов. Они будут искать клиентов, консультировать их и направлять в дилерский центр. За проданный автомобиль агент будет зарабатывать 3 тыс. руб.

В надежде на Opel

Большие надежды ГАЗ возлагает на Opel. 10 сентября стало известно, что совет директоров GM одобрил продажу 55% акций Opel Сбербанку и Magna. За пакет они заплатят €500 млн. Сделку планируется закрыть к концу ноября. На этой новости акции ГАЗа взлетели более чем на 20%. Напомним, ГАЗ фигурирует в сделке в качестве индустриального партнера. Летом Сергей Занозин заявил, что если будет принято решение о размещении производства автомобилей Opel на нижегородской площадке ГАЗа, то выпуск Volga Siber будет прекращен.

Вместе с тем, по словам Германа Грефа, поздравлять со сделкой еще рано. Ее должен одобрить профсоюз Opel. Впрочем, его глава Клаус Франц говорил, что поддерживает продажу Opel консорциуму Сбербанк-Magna.

«Если сейчас будет принято положительное решение о сделке и инвесторы узнают, в какие сроки ГАЗу будут переданы технологии и права на сборку Opel, то это будет подстегивать котировки бумаг компании. Причины понятны: у ГАЗа появится хорошо прогнозируемый денежный поток от продукции с потенциально высоким спросом. Но отдача будет не сразу. В лучшем случае выпуск автомобилей сможет начаться не ранее чем через полгода», — отмечает Леонид Игнатьев. По словам Игоря Краевского, если конвейер, на котором собирается Volga Siber, технически не сложно перенастроить для производства Opel, то затраты на данный проект будут минимальными.

В связи с тем что перспективы ГАЗа выглядели довольно туманными, инвесткомпании сняли свои рекомендации по бумагам. Однако теперь не исключено, что ГАЗу удастся поправить свое финансовое положение, хотя и не благодаря собственному «народному» автомобилю.