Крапленые карты

Многие банки выпускают особенный «пластик»: расплачиваясь им, можно получать скидки и бонусы. Чем интересны такие предложения?

Пластиковая карта, дебетовая или кредитная, может одновременно служить дисконтной, накопительной и бонусной, если банк выпустил ее в партнерстве с одной или несколькими компаниями. Это могут быть, скажем, сети магазинов и ресторанов, авиаперевозчики, туристические или сотовые операторы. В общем-то, кто угодно: лишь бы клиенты этих компаний пользовались «пластиком». Такие программы выгодны банкам: они помогают формировать лояльность потребителей, заставляют держателей карт чаще оплачивать с их помощью покупки. У партнеров свой интерес: здесь и продвижение новых продуктов, и реклама, и та же лояльность, а расходы на скидки и бонусы банк, как правило, компенсирует, хотя бы частично. Потребителям лучше не рассматривать такие карты как возможность получить реальную выгоду, но на приятные подарки рассчитывать можно.

Болтунам и летунам

Кобрендинг — явление не новое даже для России. Печально известный банк МЕНАТЕП выпускал бонусный «пластик» совместно с «Трансаэро» еще в середине 1990-х. Правда, существовал проект недолго: помешал кризис 1998 года. Но по сей день партнерские программы с авиакомпаниями — едва ли не самые популярные и востребованные. Принцип всюду одинаков: расплачиваясь картой за покупки и услуги, вы получаете бонусы или мили, на которые потом можно приобрести билет или повысить класс обслуживания — например, вместо «эконома» полететь «бизнесом». За путешествия и покупку билетов авиакомпания начисляет дополнительные мили, так что такие программы интересны в первую очередь тем, кто много времени проводит в воздухе. Обычно одна миля стоит около 30 руб., или $1 по курсу. А теперь представьте себе, что вы тратите в месяц на продукты и бензин около 30 тыс. руб., расплачиваясь «пластиком», — на счет к вам попадет 1000 миль. За 2500 можно улететь, например, в Лондон или Малагу.

 pic_text1 Фото: Fotolia / PhotoXPress.ru
Фото: Fotolia / PhotoXPress.ru

Такие программы, совместные с банками, есть у нескольких крупных авиакомпаний. Скажем, у «Аэрофлота» — с семью кредитными организациями, среди которых Сбербанк, Ситибанк, Альфа-банк, «Уралсиб» и другие. Самое привлекательное предложение, пожалуй, у СМП банка: оно лучше других отвечает главной цели потребителя — как можно скорее накопить на бесплатный билет. Помимо стандартного подарка — 500 или 1000 миль за открытие карты, вы получите еще 1000–2000 (в зависимости от категории «пластика»), совершив первую покупку. Бонусы будут поступать и от банка, и от компании-партера, а если вы гражданин рачительный и сумеете не уронить свой среднемесячный остаток по счету ниже 100 тыс. руб., то каждые 30 дней будете получать еще по 200 миль.

У держателей кобрендинговых карт категорий Gold и Premium есть дополнительные преимущества — ожидание рейсов в VIP-залах, ускоренная процедура регистрации. Это приятно — особенно в подарок. Проектов в этой сфере становится все больше, но вот на новые уступки банки и авиакомпании идут неохотно — пока пакеты услуг стандартны, растет только количество партнеров. Недавно свой проект появился у ВТБ 24 и «Уральских авиалиний»: принципиальных отличий от аналогов нет, но это предложение интересно тем, кто много времени проводит за границей, — за покупки, совершенные там, бонус больше в полтора раза.

Часто летают не все, а вот поговорить по телефону любят очень многие. Некоторые банки выпускают кобренды совместно с сотовыми операторами. Схема тоже отработана и почти у всех стандартна: 10% любого платежа по карте попадает на счет вашего мобильного. В отличие от совместных программ с авиаперевозчиками, где можно найти как кредитные, так и дебетовые карты, кобренды с операторами мобильной связи пока преимущественно кредитные. Бонусные условия везде одинаковые — один подарочный балл начисляется за 30 руб., потраченных по карте, и за пользование услугами в рамках программы. Схемы вознаграждения бывают разные, но принцип примерно один и тот же: накопленными бонусами можно оплатить дополнительные минуты, SMS, GPRS-трафик или обменять их на предусмотренные программой подарки. Основное удобство таких карт — сервис «Автооплата». Он есть, например, у кобренда ВТБ 24 и «Билайна». Счет никогда не обнулится — можно забыть о необходимости вносить деньги.

 pic_text2 Фото: Fotolia / PhotoXPress.ru
Фото: Fotolia / PhotoXPress.ru

Владельцам карт категории Gold чаще всего доступен консьерж-сервис, но от него легко отказаться. Во всяком случае, переплачивать за него, открывая дорогую «золотую» карту, мало кому захочется. Но если вы все равно пользуетесь премиальным «пластиком», то сможете попросить специально обученных людей заказать вам такси, номер в гостинице, столик в ресторане, курьерские услуги.

Половой и прочие признаки

Кобрендинг почти не развивается вглубь, зато активно разрастается. Если посмотреть на западный опыт, то там конкуренция привела к тому, что более 60% «пластика» — различные бонусные карты. У нас это пока в стадии становления. Раньше кобренды открывались в четырех основных сферах: авиаперевозчики, туроператоры (например, Росевробанк и «Натали турс»), сотовые компании и сетевые ритейлеры (скажем, Ситибанк и «Стокманн»), а теперь появляются новые проекты — для российского потребителя пока непривычные.

 pic_text3 Фото: Fotolia / PhotoXPress.ru
Фото: Fotolia / PhotoXPress.ru

Банки и их партнеры делят клиентов на узкие группы по разным признакам. Карты для женщин появились уже давно — с точки зрения маркетинга это вполне объяснимо: дамы тратят на себя значительно больше, чем мужчины, импульсивно принимают решения о покупках и не склонны критически подходить к новым торговым предложениям. Проще говоря, ведутся на рекламные обещания и подарки — даже те, за которые нужно заплатить в скрытой форме. Три основных игрока на этом рынке — Альфа-банк с картой Cosmopolitan, Газпромбанк и его Lady’s Card, а также новый проект Райффайзенбанка Elle. Cosmopolitan был пионером на рынке российского кобренда для женщин: сеть за годы разрослась, и держатели карт могут получать скидки от 5 до 15% в магазинах обуви и одежды, фитнес-центрах, салонах красоты, кафе и ресторанах. Такие карты, в общем-то, просто заменяют собой целый ворох скидочного «пластика». Впрочем, если вы все равно платите картой, то почему бы не воспользоваться лишним дисконтом? У кобренда Альф-банк—Cosmopolitan более 30 партнеров, остальные игроки пока отстают по этому параметру, а значит, менее удобны.

Теперь на рынке появилась и мужская карта — совместно с журналом Maxim и компанией Gameland ее выпустил все тот же Альфа-банк. Карта в некотором смысле аналогична женскому «пластику»: владельцам карт (кредитка обходится в 1225 руб. в год) пропагандируется некий образ жизни, в который вписываются услуги по трансплантации волос, магазины нижнего белья и первый дринк бесплатно в баре «Гадкий койот». Для сравнения: более прагматичная карта Сбербанка «Visa Аэрофлот» стоит в первый год обслуживания 900 руб.

Пока карта для сильного пола одна. Кто знает, может, это станет модным? Пользуются ведь на Западе популярностью кобренды футбольных клубов. У нас это пока не распространено, но первые продукты в этой нише уже появились. Газпромбанк, например, болеет за ФК «Зенит», «Петрокоммерц» — за «Спартак». Такие карты предусматривают скидки в магазинах-партнерах (обычно спортивных) и льготы при покупке билетов на матчи. Особой выгоды, в общем-то, нет, но как символ любимой команды такой «пластик» вполне имеет право на существование. Скорее всего, он получит распространение, когда среди пользователей банковских карт в России станет больше молодежи.