Считается, что гэп (ценовой разрыв) рано или поздно должен закрыться: цена акции вернется к уровню, от которого когда-то резко оторвалась. Существует старая поговорка, что «рынок не терпит пустоты, и все пробелы в цене будут заполнены». На этом построены некоторые торговые стратегии.
Мы в редакции сделали компьютерную программу, которая сканирует ценовую историю 30 акций из индекса ММВБ с начала 2006 года и выявляет незакрытые гэпы. Периодически мы размещали карту гэпов на сайте Algoritmus.ru и видели, как изменялся ландшафт по мере роста рынка. Например, акции «Газпром нефти» вообще ушли. Поэтому можно говорить о том, что посткризисный рост закрыл многие ценовые разрывы, которые появились во время стремительного падения в 2008 году. Сегодня гэпы остались у бумаг, которые считаются недооцененными рынком, например «Газпром», «ЛУКойл». Одновременно следует отметить, что рост в 2009-м во многих акциях был довольно энергичным и периодически сопровождался ценовыми скачками. Из приведенной статистики следует, что бурными были 1 апреля и сентябрь 2009 года.
О некоторых низких ценах, по всей видимости, следует забыть: их мы никогда не увидим. Например, по акции Сбербанка остался незакрытый гэп в районе 18,3 руб. Аналог этому — скачок цены в акциях «Сургутнефтегаза» с 45 до 55 коп. в октябре 1998 года, который так и остался белым пятном в ценовой истории.
Впрочем, можно считать, например, что падение во время кризиса акций «Норильского никеля» с 7 тыс. руб. в 2008 году закрыло ценовой разрыв на уровне 3,1 тыс. руб., который произошел в 2006-м.
В представленной карте собраны имеющиеся незакрытые гэпы вверх и вниз по итогам торгов на ММВБ 17 декабря 2010 года. По ним рассчитан потенциал роста / падения (upside / downside) акции относительно цены гэпа.
А общая статистика за последние пять лет такова. С начала 2006 года в «голубых фишках» было около 1,3 тыс. гэпов (девять на акцию в год). Соотношение «бычьих» и «медвежьих» разрывов приближается к пропорции 50/50.
В течение пяти календарных дней после ценового разрыва закрывается 38% гэпов (500 штук), в течение десяти календарных дней — 62% (800), в течение 20 дней — 73% гэпов (950). Дальнейшая динамика в темпах закрытия гэпов еще более слабая. В течение 30 календарных дней закрывается 77% (1000 штук). Вывод довольно очевиден: если ценовой разрыв не закрылся за неделю, то он свидетельствует о наличии сильной тенденции на рынке, которую опасно игнорировать.