Мишка-Гришка

Валерий Гаевский
31 января 2011, 00:00

Поучительная история о том, как целеустремленность, работоспособность и любовь к своему делу могут вознести вас на вершину успеха и помочь переиграть фондовый рынок

Фото: AKG / East News

На российской бирже кроме представителей первого эшелона, которые пришли на фондовый рынок в середине 1990-х годов, еще была большая группа людей, начавших торговать на заре этого века и «удачно сливших» свои первые депозиты. Они не имели беджей и печально слонялись по бирже, пока в их рядах не появился озорной, никогда не унывающий парень, вечно споривший со всеми на что угодно. Это был Мишка по кличке Мишка-Гришка.

Я обратил на него внимание где-то в начале 2000 года. Невысокий веселый молодой человек болтался по бирже в старом зеленом полупальто с одним карманом и разными пуговицами и приставал к девушкам-операционисткам с глупостями. Через несколько дней я увидел, как он стоял на голове рядом с мужским туалетом в окружении таких же балбесов, которые яростно спорили с тем, кто засекал время. «Он выиграл! — кричали они и пытались вырвать секундомер из его рук. — Все, пять минут прошло, он честно простоял! Гони 300 баксов!» Взмокший и раскрасневшийся Мишка наконец встал на ноги и сказал: «Гришка, ты проиграл. Я простоял на голове больше пяти минут, с тебя $300». Гришка недовольно достал из кармана куртки деньги и тут же предложил: «А ты сможешь пробежать 300 м меньше чем за 45 секунд?» Мишка взял купюры, пересчитал их и спросил: «Цена вопроса?» — «Тоже $300, устраивает?» Мишка на минуту задумался: «Давай вернемся к этому через неделю». «Тогда, — продолжал напирать Гришка, — сможешь ли ты задержать дыхание на три минуты?» — видимо, ему очень хотелось отыграться прямо сейчас. «Через неделю мы продолжим с тобой соревнование, — ответил Миша, — а сейчас я всех приглашаю отметить мою победу шампанским на втором этаже» (там был неплохой ресторан).

Меня почему-то покорил этот молодой бесшабашный парень, всегда окруженный такими же веселыми людьми. Со стороны казалось, что торговля акциями их совершенно не интересовала. Они вечно устраивали какие-то споры и соревнования в главном зале биржи. «Ну, — кричал возбужденно Мишка, обращаясь к интеллигентному парню в очках, — сколько спутников имеет Юпитер? А? Видишь, не знаешь! Это Ио, Европа, Каллиста…» И, к моему удивлению, назвал все 16. Потом я видел, как он отчаянно играет в шахматный блиц на деньги с одним из своих балбесов. «На, на», — кричал он и переставлял фигуры на доске, включая часы противника. Ставка у них была какая-то умопомрачительная.

Потом эти люди вдруг стали серьезнее, у них в руках появились книжки по фондовому рынку, а Мишка по-прежнему оставался их лидером. Я слышал, как он доказывал своим друзьям, что самая лучшая книга по фондовому рынку — «Дэйтрейдер. Кровь, пот и слезы успеха» Льюиса Борселино. Через некоторое время я увидел, как они во главе с Мишкой сидели в первом зале биржи за компьютерами, видимо, взяв рабочие места и учась торговать. Как складывалась у них торговля, я не знал.

Прошло несколько лет, и я как-то незаметно для себя подружился с этим человеком, то ли играя с ним в шахматы, то ли вмешавшись в очередной спор. Он пригласил меня к своему компьютеру. Я увидел у него два монитора: на одном он торговал, а на другом двигались бесконечные графики цен различных эмитентов. Стол был завален книгами по фондовому рынку и листами бумаги с его записями. Как объяснил Михаил, он искал свою систему торговли.

— Ну и какой результат? — спросил я.

— Пока не очень, но я непременно, — он так и сказал, «непременно», — добьюсь успеха, потому что днем и ночью думаю, как переиграть рынок.

На меня очень сильно подействовали его слова, потому что от них исходили такая вера и сила духа. «Да, — тогда подумал я, — из этого парня получится толк». И не ошибся. К 2005 году он начал регулярно зарабатывать на бирже приличные деньги, стал ездить на работу на «Мерседесе». Раз я услышал, как его ребята говорили между собой, что Мишка купил квартиру.

Потом судьба нас развела. Но однажды, уже в наши дни, я ехал в метро и столкнулся с ним. Мы разговорились, зашли в кафе, и Михаил поведал мне, как он поднимался на фондовом рынке России.

Он приехал в Москву из города Конакова Тверской губернии в конце 1990-х годов перед дефолтом, имея $27 тыс. в кармане и желание купить квартиру. «Деньги, — объяснял он мне, — я заработал на торговле видеокассетами и после продажи дачи жены». Но этого не хватало даже на «однушку». Дальше он уговорил жену купить вместо квартиры акции российских компаний, мало что в них понимая. На всю имеющуюся сумму он приобрел в Московском фондовом центре (МФЦ) на улице Буженинова акции Сбербанка и «ЛУКойла». Потом произошел дефолт, и его деньги сгорели.

«Как же так? — рассказывал мне Миша. — Было $27 тыс., и нет… Страшная сумма по тем временам. Я так обозлился на этот рынок, а тут еще и ребенок родился. Тогда я для себя решил, что не уйду оттуда, пока не верну деньги. Я перешел из МФЦ в компанию “Финам” и начал пробовать торговать. Но как можно было это делать, если денег не было? Оставалось только то, что я вывел из МФЦ, тысяч двадцать рублей. Но и их я тоже слил, торгуя акциями РАО ЕЭС на понижение в феврале 2000 года. Рынок шел вверх, а я “зашортил” по 5,2 руб. да еще и с кредитным “плечом” один к пяти — мне очень захотелось отыграться быстрее. Я считал, что рынок перекуплен. Да, цены пошли вниз после того, как Путин стал президентом, с 6,21 руб. Я оказался прав, но это произошло в конце марта, а меня принудительно закрыли еще в начале месяца — маржин-колл. Денег у меня не осталось вообще. Все, приехал, отыгрался.

В это время моя жена потеряла работу — она парикмахер. Тут я и начал заключать на бирже всякие споры, чтобы заработать хоть что-то. То на голове простою пять минут — плюс $300, то за 45 секунд 300 м пробегу (целую неделю два раза в день на Пугачевской улице тренировался) — плюс еще $300, то в шахматы кого-нибудь переиграю. Однажды решил поучаствовать в программе Максима Галкина “Как стать миллионером” и выучил наизусть количество спутников вокруг Юпитера… Хотел даже на спор за $1000 переплыть Патриаршие пруды в ноябре. Потом купил где-то задешево разбитую “Жигули” девятой модели, восстановил ее с помощью своего приятеля и начал “бомбить”: подвозить вьетнамцев с Черкизовского рынка по субботам и воскресеньям. А в остальные дни приходил на биржу и следил за движением цен на акции РАО ЕЭС и “Газпрома”.

А что? Я зарабатывал “бомбежкой” 2 тыс. руб. за два дня, на еду на неделю с трудом хватало. У меня обед в тот период состоял из маленькой бутылки “Колы” и “ром-бабы”. Как видишь, не умер. В это время я пытался найти свою систему торговли, перечитал все книги, которые были написаны на эту тему: и “Волны Элиота”, и Александра Элдера, и “Японские свечи”, и “Каналы Боллинджера”, и “Уровни де Наполи”. Читал с утра до ночи каждый день в течение нескольких лет. Ах! Как я хотел зарабатывать на рынке!

И тут благодаря книге Борселино я начал тренироваться в виртуальной торговле, записывая все сделки на листке бумаги. Хочу сказать, что этот прием здорово работает, если к нему относиться серьезно. Купил, скажем, виртуальных акций РАО ЕЭС на 100 тыс. руб., определил свои “стоп” и “цель”, где будешь фиксировать прибыль, и сидишь перед монитором — контролируешь свою позицию. Если цена дошла до твоего “стопа”, немедленно закрываешь позицию, не допускаешь виртуальные убытки. При такой торговле нужно быть очень дисциплинированным, как будто речь идет о реальных деньгах, и не поступать так, как некоторые торговцы. Скажем, цена дошла до твоего “стопа”, ты сразу потерял интерес к своей позиции и пошел гулять с собакой. Потом пришел часа через два, а цена провалилась еще ниже на 20 коп., а потом пошла вверх и “вылетела” выше “стопа” и той цены, по которой ты купил виртуальные акции, и торговля идет на 30 коп. выше. Ты сразу хвалишься: “Сколько денег я заработал!” А что ты заработал, если не закрыл свою позицию по “стопу”? Значит, ты сам себя обманываешь. Такая виртуальная торговля тебя ничему не научит, а принесет только один вред!»

Но больше всего Мишу тогда волновал вопрос, где взять деньги на торговлю, ведь на дворе был уже 2002 год. Он купил в кредит аудиоцентр за 6 тыс. руб. с рассрочкой на полгода и аккуратно выплачивал долг. Неожиданно банк «Русский стандарт» выдал ему кредитную карту на 30 тыс. руб. Михаил тут же принес эти деньги на фондовый рынок и начал торговать, тестируя свою торговую систему. Почему-то она была построена на торговле опционами… И он «влетел» с ними по полной программе.

Денег опять не стало. Правда, в это время его жена нашла работу, и это позволило его семье держаться на плаву. Но жена, как объяснял Михаил, была уже недовольна: «Три года ты ходишь на эту биржу, а денег заработать не можешь. Может, ты займешься чем-нибудь другим?» Но у него ни разу не возникала мысль бросить торговлю. Он спал в то время по пять-шесть часов, с утра до ночи искал свою систему и деньги.

Тут Миша вспомнил о своем автомобиле, который до последнего дня кормил его, и принял решение его продать. Он отдал машину приятелю за $900, а деньги в размере 27 тыс. руб. опять принес на рынок. Начал торговать внутри дня десятью фьючерсными контрактами на РАО ЕЭС строго по своей системе с коротким «стопом» в 1 коп. «К этому, — продолжал рассказ Михаил, — я пришел через виртуальную торговлю. Я начинал с 10 коп. — плохо, очень тугой “стоп” получался. Потом взял 5 коп. — тоже не очень хороший результат, и вот пришел к 1 коп.».

Здесь он наконец получил результат — 1 тыс. руб. в день. И так у него постепенно выработалось правило зарабатывать в день по 1 тыс. руб., так называемый план, а в месяц — 20 тыс., которые он копил для того, чтобы усилить свою торговлю. Параллельно он все время улучшал систему торгов.

Год за годом он наращивал деньги и мастерство, доведя количество фьючерсных контрактов до 35. Вообще, его стратегия была чрезвычайно проста, потому что она являлась продуктом трехлетнего наблюдения за рынком. Это жесткие «стопы» по РАО ЕЭС на уровне 1 коп. по фьючерсным контрактам, торговля на повышение или понижение от линии сопротивления или понижения. Ну, например, с открытия цена быстро ушла вверх до 8,2 руб., а затем пошла вниз. Михаил резко «шортит», то есть продает десять фьючерсных контрактов со «стопами» в 8,2 руб., скажем, по 8,17 руб. В нашем примере цена снижается до 8,1 руб. и дальше не падает. Что делает Михаил? Он закрывает свою позицию, получая прибыль, и на цене 8,1 руб. «переворачивается вверх» — теперь у него открыто десять фьючерсных контрактов на повышение со «стопом» в 8,1 руб. Если цена подходит к 8,2 руб., он готов уже фиксировать прибыль и… «перевернуться вниз» со «стопом» на уровне 8,21 руб. И так в течение целого дня. Если он получает убыток, то заканчивает реальную торговлю и начинает торговлю виртуальную, на бумаге разбираясь, анализируя его причины. Вот так и только так можно прийти к регулярному положительному финансовому результату, торгуя на бирже.

К концу 2005 года у него было 500 тыс. руб. Правда, дорогой читатель, это неплохой результат, учитывая, что Мишка на старте имел всего 27 тыс.! Это говорит о том, что, имея упорный характер и цель, можно практически с нуля раскрутить на фондовом рынке серьезные деньги. Только нужно очень любить свое дело и верить в себя!

В 2006 году наступило, как рассказывал Михаил, «золотое время». Ему уже удавалось зарабатывать в день 30 тыс., а то и 40 тыс. руб. В мае, когда рынок резко начал падать (а Мишка любил торговать на понижение), ему удалось заработать $50 тыс.! «У меня в какой-то день в мае, — рассказывал он, — был рекорд, взял 170 тыс. руб.! Тот год я закончил, имея прибыль 5 млн руб.! Десять “концов” за один год! А потом что-то в рынке, как это часто бывает, нарушилось. Та система, которая приносила такие страшные прибыли, дала сбой: то ли рынок стал другой, то ли ритмика, то ли приходящие в торговлю деньги изменили свою принадлежность. Ну, например, пришли деньги стабилизационного фонда страны, и государство вмешалось в динамику цен фондового рынка. Одним словом, в 2007–2008 годах я заработал всего по 1 млн руб., а в 2009–2010-м вообще по 500 тыс. Сейчас я пытаюсь перестроить свою систему под эти перемены и тестирую систему “номер два”, так я ее называю. А там посмотрим. Вообще, рынок всегда разный, и это надо понимать. Те торговые приемы, которые действовали несколько лет назад, перестают приносить прибыль. В таком случае нужно искать новые, которые позволят получать прибыль в прежних больших размерах, а для этого нужно продолжать работать».

На этом я закончу рассказ о Михаиле, восхищаясь его целеустремленностью, работоспособностью, любовью к торговле на фондовом рынке и бесконечной верой в звезду удачи, находящуюся в его руках.