Принуждение к инвестированию

Максим Лаврентьев
28 марта 2011, 18:48

Российский рынок обновил максимумы, и похоже, что этот рост оплатили пенсионеры

Вторая половина марта ознаменовалась большой волатильностью1 на российском рынке акций. За две недели он успел третий раз в этом году практически достигнуть уровней конца 2010-го (около 1680 пунктов по ММВБ) и обновить максимум 2011-го — выше 1790 пунктов. Это позволило наиболее удачливым игрокам заработать примерно 6,5% по индексу, а в отдельных акциях — и того больше.

Японо-ливийский разлом

Драйва в торги в середине месяца добавили природные и геополитические катаклизмы: мощное землетрясение и цунами в Японии, сдобренное крупной аварией на АЭС «Фукусима-1». В итоге японский индекс Nikkei 225 в моменте терял более 20%. Спекулянты организовали атаку на иену, в результате которой курс американской валюты против нее упал до рекордного минимума со времен Второй мировой войны — около 76 иен за доллар США. В конце концов Банк Японии при поддержке Европейского центрального банка, Банка Англии и Федрезерва США был вынужден провести масштабную интервенцию на валютном рынке2, что вернуло котировки на уровень выше привычных в последнее время 80 иен за доллар.

Еще одним потрясением стало начало военной операции некоторых европейских стран и США в Ливии. Рост геополитических рисков по традиции негативно влияет на динамику рынков биржевых инструментов. Однако в сложившуюся ситуацию вмешалась нефтяная карта. Ближневосточная война — это всегда увеличение стоимости «черного золота». В совокупности с сохранением намерений крупнейших центробанков мира продолжать очень мягкую денежно-кредитную политику это привело к тому, что инвесторы проигнорировали ливийский, японский и европейский факторы. Таким образом, принуждение к инвестированию продолжилось полным ходом.

Москву не сдавать

Обычно из-за низких ставок и большого объема свободных средств в первую очередь дорожают ценные бумаги банков. Если к этому добавляется еще и корпоративный позитив, то ралли идет гораздо быстрее. Так, в этот раз в фокусе внимания оказались акции Сбербанка. Инвесторов воодушевили сообщения о том, что он планирует разместить глобальные депозитарные расписки (GDR).

Во втором эшелоне выделялся Банк Москвы. Непрозрачность сделки по приобретению 46,48% его бумаг ВТБ побудило стороны к борьбе за них. Президент московского банка, а по совместительству его крупный акционер, Андрей Бородин предложил ВТБ выкупить его долю (те самые 46,48%), которая, кстати сказать, ранее принадлежала правительству города. Так вот, оферта выставленная Бородиным, содержит следующую формулировку: «по цене не ниже цены приобретения данного пакета ВТБ у правительства Москвы». Между тем сам банк оказался не прочь прикупить еще, чтобы довести свой пакет до контрольного, и ведет переговоры о приобретении 1,7% акций с одним из швейцарских инвестфондов, а также 3,88%, принадлежавших Goldman Sachs. Все это подогревает спекулятивный интерес к Банку Москвы на вторичном рынке. За прошедшие две недели его бумаги дорожали более чем на 18%.

Ростом также на 18% отметился АвтоВАЗ. Игра шла на информации о том, что правительство намерено в очередной раз продлить госпрограмму утилизации автомобилей и выделить на нее еще 5 млрд руб. в дополнение к уже потраченным 25 млрд руб. Таким образом, она, по-видимому, доработает до конца 2011 года, а не до мая, как предполагалось ранее. Главным выгодополучателем здесь является сам завод. Эта программа оказалась настолько эффективной, что в ушедшем году смогла вернуть его к рентабельности. Чистая прибыль автопроизводителя составила 2,1 млрд руб. против убытка в 38,468 млрд руб. за 2009-й.

Из перспективных идей стоит отметить, что до слияния межрегиональных компаний связи с «Ростелекомом» осталось менее недели. В этом свете покупка бумаг наиболее сильных МРК кажется довольно выгодной, ведь их акции могут выступить «защитными». К тому же эта отрасль, как полагает руководитель аналитического подразделения компании «Акмос трейд» Кирилл Тищенко, практически не зависит от мировых событий и цен на нефть. Но помимо региональных компаний интерес представляют инвестиции в «Таттелеком» и «Башсвязьинформ», которые получат наибольшие преференции от создания большого национального оператора связи.

Следует также обратить внимание и на привилегированные бумаги самого «Ростелекома» (статью об этом читайте в следующем номере D).

Что дальше?

В целом же сейчас российский рынок акций, да и остальные фондовые рынки мира выглядят достаточно сильно. Неиссякаемый поток ликвидности, поступающий в рискованные инструменты, поддерживает восходящий тренд. При этом назревающий кризис в еврозоне совершенно игнорируется, хотя возможно, что у игроков просто выработался иммунитет к проблемам стран PIGS3.

К примеру, агентство S&P изменило кредитный рейтинг Португалии с уровня А– до ВВВ, агентство Fitch — с А+ до А– с негативным прогнозом, а Moody’s понизило долговые рейтинги 30 испанских банков на одну и более ступеней. И все это произошло в один день, при том что курс евро тогда же вырос по отношению к доллару.

В связи с упорством «быков» не исключено, что рынок акций РФ, обновив более чем 2,5-годовой максимум, продолжит наращивать успех и закрепится выше заветных 1800 пунктов по шкале ММВБ. Тем не менее на форумах поговаривают, что прошедший «вынос» индексов вверх оплатили российские пенсионеры: до рынка добрались деньги наших пенсионных фондов. В то же время пока российские ПИФы «тарят», западные — «сливают». И если это так, то текущий рост продлится недолго, уже в апреле рынок вернется в привычную для него стезю — «боковик».