Гонка за механическим зайцем

Экономический анализ
Москва, 07.02.2000
«Эксперт» №5 (218)
Биржевой бум Интернет-компаний - явление из области массовой психологии и к реальным бизнес-перспективам Сети не имеет никакого отношения

Наблюдения в течение последнего года за победным шествием индекса NASDAQ, битком набитого акциями Интернет-компаний, на фоне стагнирующего Dow Jones не может не озадачивать. Общим местом стало утверждение, что старые способы оценки компаний по занудным показателям вроде отношения "цена/прибыль" (P/E) непригодны для дивного нового мира Интернета, где считанные компании имеют положительные текущие доходы и уж совсем единицы работают с прибылью. Несмотря на это, компаниям вроде Google.com, придумавшим новую парадигму поиска информации в Сети, тяжелее нанять повара в кафетерий, чем получить очередной транш венчурного капитала.

Стандартным ответом на вопрос, во что, собственно, вкладываются покупатели акций Интернет-компаний, является следующий: мы присутствуем при рождении нового сектора бизнеса, который если не убьет, то заставит потесниться все прочие секторы, через десять лет этот сектор будет стоить миллиарды. Один раз, мол, уже проспали, когда не верили, какое место займут компьютеры в жизни общества, больше не проспим. Эксперты и газеты пускаются в пространные рассуждения о том, как вмиг изменятся бизнес и коммерция при развитии средств коммуникаций, средств доступа и обработки данных, как много стоимости будет при этом создано, и очевидно, вся эта потенциальная стоимость и будет пожата Интернет-сектором.

Спору нет, ускорение коммуникаций, возможность точного учета каждой потребности намного убыстряют работу рынка. "Невидимая рука" работает куда быстрее и точнее, транзакционные издержки снижаются, кумулятивный спрос растет. Попутно снижаются остатки на складах, в силу большей координированности хозяйства уменьшается омертвленный в товаре, производственных мощностях, сырье капитал, который нужно придерживать на непредвиденные случаи, которых, правда, становится все меньше - в силу владения информацией. Заметим, большая мобильность экономики усугубляет и негативные эффекты. Так, всемирная интеграция финансовых рынков привела к вспышке "азиатского гриппа" в Бразилии и России. Кстати говоря, эффект от снижения остатков на складах хотя и положителен, но одномоментен, так что его переоценивать не стоит.

Стоимость благодаря Интернету, несомненно, создается. Но причем здесь Интернет-компании? Не логичнее ли предположить, что львиную долю этой прибавленной стоимости разделят потребители и производители с громоздкими ныне цепочками поставщиков, как Ford и General Electric? Так, железным дорогам сто лет назад не удалось стать сверхприбыльными предприятиями, хотя национальные рынки появились именно благодаря им. Если кто крупно и разбогател, так Карнеги и Рокфеллер - поставщики стали для рельсов. Несомненно, свою долю за посредничество и транспорт Интернет-сектор получит, но кто сказал, что большую? Тем более что в отличие от железных дорог естественной монополией в Сети и не пахнет.

Наконец, согласимся все-таки с утверждением, что Интернет-сектор через десять лет будет стоить миллиарды. Но определить будущих лидеров этого сектора совершенно невозможно. Не

У партнеров

    «Эксперт»
    №5 (218) 7 февраля 2000
    Стиль потребления
    Содержание:
    Обзор почты
    Реклама