Новая экспансия федералов

14 февраля 2000, 00:00

Какие цели преследуют сегодня московские банки, разворачивая филиальную сеть, может ли это повлечь новый передел банковской клиентуры на местах, намерены ли москвичи кредитовать местные предприятия? Опрос журнала "Эксперт", проведенный среди столичных банкиров, показал, что проблема региональной экспансии для них вполне актуальна.

- Провинция уже обожглась на столичных "варягах", которые норовили забрать у нее последнее. Естественно, там относятся к пришельцам с недоверием, - заявил "Эксперту" первый вице-президент банка "Авангард" Эдуард Сахаров. - Массового похода банков в регионы не предвижу, так как планка требований к ним поднята значительно выше, чем это было два года назад. Поклонники сверхприбылей скорее уж сосредоточатся на рынке акций, благо доходность по ним иные аналитики прогнозируют до трехсот процентов годовых в валюте.

В российской глубинке останется только тот, кто искренне хочет сотрудничать с регионами. Такой банк может рассчитывать и на доброе к себе отношение. К примеру, когда "Авангард" открывал филиал в Красноярском крае, местная администрация нам не мешала, но и раскрывать объятия тоже не торопилась. Когда мы на деле доказали, что инвестируем в экономику края, в ее реальный сектор, что благодаря нам улучшается положение на промышленных предприятиях, доверивших банку свои счета, нам предложили стать соучредителями Красноярского губернского банка (блокирующим пакетом акций владеет администрация).

Со своей стороны "Авангард" готов обеспечить Губернский банк необходимыми банковскими технологиями и первоначальными средствами на развитие. Разумеется, определенный передел регионального рынка банковских услуг неизбежен. Если клиенту предлагают более привлекательные условия, он уйдет из одного банка и придет в другой. Но в этом решительно нет ничего дурного - на то и рынок, свободная конкуренция.

По мнению Эдуарда Сахарова, нормальной следует считать рентабельность банковских операций регионального филиала на уровне 20%.

- Определенная стагнация финансового рынка страны, ограниченность набора основных финансовых инструментов приводят к тому, что банки могут получать основные доходы на кредитовании реального сектора. Таким образом, продвижение московских банков в регионы, как правило, связано с переориентацией финансовых потоков на кредитование региональных предприятий, - считает заместитель председателя Автобанка Людмила Шабалкина. - Автобанк, например, активно работает с ГАЗом (Нижний Новгород), "Северсталью" (Вологодская область), НОСТА (Оренбургская область). При этом объем вложений банка в региональные проекты превышает объем ресурсов, привлекаемых с местных финансовых рынков.

Многие региональные банки недостаточно капитализированы. Это не позволяет им удовлетворять потребности крупной клиентуры. Нормативы по достаточности капитала, по объемам кредитования на одного заемщика ограничивают такие возможности. И прежде всего именно поэтому крупные региональные предприятия ищут сотрудничества с крупными московскими банками.

Идя в регион, мы заранее прорабатываем вопрос с клиентской базой, начинаем работать с клиентами еще до открытия филиала, из Москвы. Реализуя стратегию ритейлового банка, мы рассчитываем на привлечение в регионе самого широкого спектра клиентуры, которая потенциально может прийти на обслуживание в наш филиал, включая мелких корпоративных клиентов и физических лиц. Автобанк сегодня имеет двадцать пять филиалов. Все они работают с прибылью. В этом году мы планируем открыть шесть филиалов и ведем соответствующую работу по Новосибирску, Барнаулу, Кемерово, Екатеринбургу, Ростову-на-Дону и Саратову. Эти регионы мы считаем перспективными для себя, они демонстрируют рост показателей промышленного производства.

- На мой взгляд, распределение финансовых потоков сегодня изменилось, - говорит президент АКБ "БИН" Михаил Шишханов. - До кризиса финансовый рынок Москвы был преимущественно спекулятивным и очень привлекательным. Региональные банки и филиалы столичных банков направляли сюда ресурсы, зачастую из бюджетных средств, которые успешно использовались в высокодоходных операциях с государственными и корпоративными бумагами, а также на рынке МБК. Банковские клиенты тоже были довольны, так как получаемая прибыль оказывалась гораздо выше, чем от инвестиций в реальный сектор. После кризиса емкость спекулятивного рынка резко уменьшилась, а бюджетные средства начали уходить из коммерческих банков на обслуживание в Сбербанк или в систему РКЦ. В борьбе за выживание коммерческие банки вынуждены были начать активное развитие клиентской базы, которая в отличие от сосредоточенного в Москве спекулятивного рынка более равномерно распределена по всей стране. Банкам приходится привлекать региональных клиентов дополнительными услугами, например предоставлением кредитных средств. Для этого нужно аккумулировать необходимые ресурсы на местах. Кроме того, у выживших столичных банков появилась благоприятная возможность поучаствовать в начавшемся переделе рынка филиальных сетей. А на этапе закрепления банковской структуры в регионе требуются значительные капиталовложения. Если говорить о БИН-банке, то нам не пришлось после кризиса кардинально менять стратегию управления ресурсами. Наш банк никогда не был активным игроком на спекулятивном рынке, отдавая предпочтение работе с реальным сектором, в том числе в регионах.

- Создание филиалов в регионах интересно многим московским банкам с точки зрения привлечения дополнительных клиентов и более тесного с ними взаимодействия, - полагает первый вице-президент Гута-банка Виктор Борятинский. - Некоторые банки при создании филиалов решают узкие задачи обслуживания одного или нескольких крупных клиентов, с которыми уже ведется какой-либо бизнес. Однако развитие широкой филиальной сети, каждое звено которой способно оказать любому клиенту тот же комплекс услуг, что и головной банк, под силу только тем банкам, которые имеют достаточный капитал и современные банковские технологии, способны эффективно управлять ликвидностью и рисками. В этом случае филиал можно рассматривать как центр продаж и тиражирования банковских продуктов в рамках общей сети. Именно на эту схему нацелены филиалы Гута-банка.

Наши отношения с региональными банками строятся на равноправной, партнерской основе, что одновременно не исключает конкуренции с ними на рынке и "борьбы за клиента" как в Москве, так и на местных рынках.

Конечно, прибыльность вложений при создании филиальной сети ниже, чем при проведении краткосрочных рискованных операций на финансовых рынках. Однако филиальная сеть позволяет банку получать стабильную прибыль и придает ему дополнительную устойчивость. Географию своей экспансии Гута-банк определяет просто. Поскольку перед ним стоит задача стать универсальным системообразующим банком, Гута-банк стремится к присутствию во всех регионах Российской Федерации.

Региональным банкам Гута-банк предлагает набор услуг, связанных с открытием и ведением счетов банков-корреспондентов в рублях и иностранных валютах на хороших, по оценке представителей банка, условиях. То есть по низким тарифам и с учетом позднего "времени отсечения" платежей.

- Открывая филиалы в Москве, региональные банки прежде всего ориентируются на еще не занятые ниши в банковском бизнесе, поэтому столкновения интересов, как правило, не происходит, - говорит президент банка "Возрождение" Дмитрий Орлов. - Это нормальное явление, оно обусловлено различной специализацией банков. В свою очередь, экспансия в регионы не самоцель для московских банков, а средство достижения таких стратегических целей, как повышение надежности банка через региональную диверсификацию клиентуры, предоставление наиболее оптимальных условий обслуживания крупным клиентам, работающим и имеющим отделения в регионах.

Что касается передела клиентуры, то он в принципе возможен всегда и обусловлен не региональной принадлежностью банков, а способностью предлагать лучшее качество обслуживания по конкурентоспособным ценам. В этом, собственно, и заключается смысл конкуренции. Главное, чтобы она была честной. Совершенно естественно, что, развивая филиальную сеть, банки исходят из необходимости обслуживания клиентов там, где им это удобно и выгодно. А также там, где есть спрос на продукты и услуги, предлагаемые банком. Кроме того, хозяйственная деятельность клиентов часто носит межрегиональный характер. Поэтому многофилиальные банки с универсальным набором продуктов и услуг получают определенные конкурентные преимущества. В конечном счете, открытие филиала - это конкретное предложение в рамках имеющегося спроса. Безусловно, при разработке программы деятельности нового филиала всегда учитываются пожелания и финансовая политика региональной администрации. Это абсолютно правильно и логично.

- Развиваться в границах одного города или области, заполняя доступные ниши, можно лишь до определенного предела, - убежден управляющий филиалом Внешагробанка в Санкт-Петербурге Андрей Милюков.

Рано или поздно растущий банк приходит к необходимости расширения географии своей деятельности и выхода за пределы своего региона. В случае с Внешагробанком создание филиальной сети стало логическим продолжением нашей стратегии развития клиентского бизнеса. Главным критерием оценки качества расчетного обслуживания является его оперативность. Территориальное приближение банка к обслуживаемому им региональному предприятию дает возможность значительно ускорить прохождение платежей.

Кроме того, мы культивируем развитие горизонтальных связей между корпоративными клиентами, среди которых есть представители агропромышленного сектора, транспортной отрасли, торговли, действующие в одном регионе. Помощь в установлении деловых контактов между ними дает возможность создавать замкнутые денежные и товарные цепочки. Предприятия заинтересованы в том, чтобы банк помогал им находить надежных партнеров: зная достаточно много о своих клиентах, кредитная организация может давать рекомендации, заслуживающие доверия.

Многие филиалы крупных московских банков, имевшие довольно приличную рентабельность, в свое время разорились из-за того, что "сошли с рельсов" головные банки. Поэтому краеугольным камнем нашей политики в регионах является следующий принцип: если филиал неплохо зарабатывает, пусть он поддерживает головной банк за счет своей прибыли, а не служит источником пассивов для вложений в столице. Внешагробанк не собирается "выкачивать" из региона средства. Напротив, мы начинаем реализацию программы кредитования региональных компаний.

- Выход нашего банка в регионы происходил, как правило, через реализацию вексельных программ среди предприятий аэрокосмической отрасли, - рассказывает заместитель председателя правления Европейского трастового банка Елена Ширинская. - Изначально векселя "Евротраста" появлялись у региональных поставщиков наших клиентов, затем, по мере знакомства с этими векселями, к нам постепенно стали проявлять интерес и местные банки. Мы, как правило, начинаем работу с банками тех регионов, которые представляют интерес для нашей клиентуры. Это предпочтительнее для нас, чем, скажем, открытие нового представительства или филиала. Дело в том, что с экономической точки зрения филиальный бизнес очень рискован и требует больших вложений. Мы прибегаем к другой практике - совместному обслуживанию клиентов, когда, например, региональный банк берет на себя текущие задачи (расчеты и так далее), а наш банк - инвестиционную деятельность. Кроме того, мы сотрудничаем со своими региональными коллегами и на межбанковском рынке, оказываем аналитическую и методологическую поддержку.

В регионах по-прежнему труднее оперативно управлять текущей ликвидностью, чем в Москве. Москва была и на сегодняшний день остается крупнейшим финансовым центром, где региональные банки могут размещать свою избыточную текущую ликвидность. Система межрегиональных электронных платежей позволяет региональным банкам полноценно работать на московском рынке, реально рассчитываясь с партнером "день в день". Сегодня "Евротраст" ведет более ста шестидесяти счетов московских и региональных банков. Свой бизнес в регионах мы видим в обслуживании региональной клиентуры с помощью современных средств телекоммуникаций и в укреплении взаимовыгодного сотрудничества с местными финансовыми институтами.