Дороги и канализация - основа процветания

Наталья Васина
21 февраля 2000, 00:00

В Кузбассе активно строят дороги и переоборудуют жилищно-коммунальный комплекс

При советской власти каждая область развивалась в определенном направлении. Это называлось социалистическим разделением труда. В Кузбассе добывали уголь, который помогал развивать металлургию и химическую промышленность. Для вывоза этой продукции требовалась разветвленная железнодорожная сеть - и она была построена. Автомобильные дороги вроде были не нужны.

Благоустройство канализационных стоков почему-то тоже не входило в пятилетние планы. По этим причинам жители нескольких населенных пунктов пили воду, которой можно было бы смело красить заборы. Теперь все эти проблемы приходится решать заместителю губернатора по жилищно-коммунальному комплексу Виктору Заузелкову. Один из лучших в России специалистов-коммунальщиков, он собрал команду единомышленников - фанатов благоустройства кемеровского края.

Дорога без начала и конца

Едешь на машине по маршруту Ленинск-Кузнецкий-Новокузнецк-Междуреченск и понимаешь: здесь одной российской бедой меньше. Дорога - как зеркало: очищенная от снега, четырехполосная, что соответствует первой технической категории. Строить ее начали давно, еще в 1969 году, и за двадцать пять лет с грехом пополам проложили 100 км. Оставшиеся 24 км достроили быстро и в октябре 1996 года ввели дорогу в эксплуатацию. Для ее обслуживания организовано специальное управление.

Протяженность сети автомобильных дорог составляет в Кузбассе более 6800 км, из них 460 км - дороги федерального значения. В 1999 году для этих дорог был разработан проект региональной программы безопасности дорожного движения. Поводом послужило то, что в десяти случаях из ста сопутствующим фактором дорожно-транспортных происшествий были дорожные условия: где-то знак разбили или расстреляли, где-то плохо освещен опасный поворот. Всего в 1999 году областная администрация выделила на ремонт дорог 608,9 млн руб., а освоили дорожники более миллиарда, задействовав частично собственные средства.

Дороги нужны региону в первую очередь для налаживания связей с ближними и дальними соседями. Транспортная составляющая в себестоимости ввозимой продукции очень велика и ее надо сократить. Одну из таких проблем решит дорога Алтай-Кузбасс, которая будет проложена вдоль железной дороги Мереть-Среднесибирская. Новая дорога на 120 км сократит расстояние между Кемерово и Барнаулом. На Алтай из Кузбасса везут уголь, металлопрокат, минеральные удобрения, оттуда - сельскохозяйственные грузы и продовольствие, продукцию машиностроения. Для Кузбасса эта дорога еще и выход на Красноярский край и Среднюю Азию, а дыни и курагу в Сибири любят не меньше, чем в Москве.

Строительство дороги Кузедеево-Таштагол, ведущей на юг Кузбасса, тоже важно. И не только для любителей покататься на горных лыжах в Горной Шории. Хотя уже сейчас ясно, что перспективы развития туризма в Сибирской Швейцарии достаточно велики. Существенным для региона является прямой автомобильный выход на Хакасию и Монголию. Сотрудничество с Монголией перспективно и в плане закупки сельскохозяйственного сырья, и совместного ведения бизнеса.

Земля Санникова

Чтобы дороги были качественными, нужны передовая технология, новая техника, современные материалы и добросовестные подрядчики. Ну и персонал, четко знающий, что, когда и как делать. Все эти проблемы решает ГУ "Кемеровская дирекция областного дорожного фонда". Возглавляет ее потомственный дорожник Александр Санников.

Первый объект внимания Санникова - ремонт асфальтобетонных покрытий. И в этом кемеровцы преуспели: освоили ремонт дорог по методу термогенерации с использованием ремиксеров немецкой фирмы Wirtgen. Работы ведутся быстрее, меньше расход материалов, ну и качество асфальта, конечно же, улучшилось. Уже 300 км отремонтированы по этой технологии. После ремонта дороги ровные, трещин нет. Кроме того, ремиксер позволяет расширять на несколько метров уже существующее покрытие. Фирма Wirtgen предлагает еще один метод - холодный ресайклинг. Его уже опробовали на участке дороги Томск-Мариинск. Эта технология хороша тем, что не надо перекрывать движение, процесс изготовления смеси автоматизирован.

Одновременно на заводе Wibau-Astec - первом в России экологически чистом производстве европейского типа, принадлежащем немцам, - организовали производство асфальтобетонной смеси и черного щебня.

Уборочную технику поначалу закупали у финской фирмы "Арктик Машин". Дорого - не то слово. И поэтому специалисты Кемеровского опытного ремонтно-механического завода (КОРМЗ) решили поехать в Финляндию. Съездили раз, второй, а потом их вежливо, но твердо попросили больше не приезжать: результатом этих поездок явился выпуск своего оборудования для летнего и зимнего содержания дорог - передний скошенный отвал для скоростной уборки снега, средний отвал для снятия наката и наледи, боковой отвал для расширения зоны уборки снега. На КОРМЗе разработан и собственный отвал для очистки снега за ограждением. "Даже в Москве снег за ограждением не чистят! - хвастается Александр Санников. - Мы хотим им предложить нашу технологию".

Летом улицы поливают и метут с помощью машины "Пума", также сделанной на КОРМЗе. Этот небольшой заводик вообще заслуживает внимания: разваленный до основания несколько лет назад, он вновь эффективно заработал исключительно благодаря подвижничеству "могучей кучки" энтузиастов. И сейчас 15 конструкторов на допотопных кульманах делают новые разработки. И страшно гордятся тем, что в цехе снова слышен шум работающих станков.

Как сосчитать воду и тепло

Основная проблема жилищно-коммунального хозяйства Кемеровской области - неплатежи. Финансовое состояние предприятий отрасли критическое. Дебиторская задолженность за 1999 год сократилась на 36%, но должны все равно много: 264 млн рублей недодали территориальные бюджеты, 475 млн - федеральный, а население - 368 млн. Сами коммунальщики должны примерно треть от общей суммы недоимки.

В этой ситуации по инициативе глав муниципальных образований средства, необходимые для эксплуатации коммунальных сетей, централизованы в областном фонде. Распределяются они через государственное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Кемеровской области, которым руководит Александр Непеин. Мэры пришли к выводу: лучше лишний раз попросить деньги, чем самому отвечать за бездонную бочку нескончаемых проблем жилищно-коммунального хозяйства.

Однако ведомство Непеина не просто распределяет деньги. В условиях безденежья, или, как деликатно выражаются в Кузбассе, "хронического недостатка инвестиций", главные усилия должны быть направлены на экономию имеющихся ресурсов. В частности, посчитали и выяснили, что в 1998 году в области произвели всего 76,9% потребленной энергии - значит, нужно экономить. Семилетняя программа "Учет и энергосбережение", принятая в 1998 году, направлена на скрупулезный учет расхода энергии. Из областного бюджета выделено на реализацию этой программы более 520 млн рублей.

Экономию энергии начали с крупнейших потребителей-должников: Западно-Сибирского металлургического комбината, Кузнецкого ферросплавного завода, КМК и НкАЗа. В частности, на "Запсибе" разработали технологию и агрегат непрерывной выплавки стали с использованием синергетических принципов. Тепловизионный контроль распределения шихты при проведении доменной плавки позволяет уменьшить расход энергии на 12-14%.

Для того чтобы предприятиям было еще легче и приятнее осуществлять программу по энергосбережению, ГУП ЖКХ скооперировался с таллинской фирмой ЕЕSТI Termotechnica и выпустил пластинчатый теплообменник, быстро меняющий мощность, полностью утилизирующий тепло. Он украсит любую ТЭЦ. Кроме того, потребителю скоро предложат водопроливной стенд, блочный автоматизированный тепловой узел, передвижную аварийно-диагностическую лабораторию.

С индивидуальными потребителями разговор другой. Повсеместно установлены приборы учета тепловой энергии и горячей воды. Для этого устанавливают тепловые узлы с погодным регулированием. Перепады температуры в течение суток иногда достигают 20 градусов, а зачем в слякоть нужны раскаленные батареи? Специальный регулятор давления и расхода строго следит за температурным режимом. Считают и расход холодной воды, и канализационных стоков, причем расход воды - поквартирно.

В области много панельных домов, построенных с нарушениями требований СНИП. Когда строили, предполагали, что эксплуатировать их будут не более 25 лет. А сейчас приходится проводить утепление ограждающих конструкций зданий и теплопроводов. Чтобы отслеживать ситуацию, сервисная служба ГУП ЖКХ проводит тепловизионный контроль. На мониторе компьютера высвечивается каждое здание с подробным описанием, в каком месте и сколько тепла потеряно.

За 1999 год было смонтировано 27 пунктов учета тепловой энергии и 38 тепловых узлов с погодным регулированием. Экономия составила 8,5 млн рублей.

Губит людей вода

В Кузбассе к любой проблеме ищут целевой подход. К примеру, вода: в городе она еще так-сяк, а в многочисленных поселках просто никуда не годится. Примеси тяжелых металлов, вредных соединений - почти вся таблица Менделеева. Уровень жесткости превышен почти вдвое. Приступили к делу. Специалисты по водоочистке объездили пол-Европы, ознакомились с западными технологиями. Стало понятно, к чему стремиться.

Начинать следовало с проектирования, изготовления, строительства и монтажа установок. Заказали оборудование в Германии. Специализированное предприятие при кемеровском "Водоканале" за три года ввело в строй три фильтровально-насосные станции (ФНС) - в поселках Яшкино, Зеленогорский и Промышленная. Каждую ФНС строили полгода. "Раньше на строительство одной станции уходило не менее трех лет, - рассказывает Александр Непеин. - А сейчас у нас среди подрядчиков существует конкурс, и каждый дорожит своим имиджем, старается все сделать быстро и качественно".

Переработка воды на ФНС происходит в компактных вихревых реакторах. Очистка производится в пять этапов. После первой очистки остаются жутковатые на вид разводы. А конечная стадия выдает совсем чистую водичку. "Люди поначалу просто боялись пить нашу воду, - смеется Непеин. - Думали, а вдруг мы ее отравили чем-то".

Для того чтобы люди могли пить чистую воду, надо еще и канализацию привести в порядок. А вот эта проблема еще ждет своего разрешения. Практически во всех районах отходы по-прежнему текут в речушки. Пока введена только одна очистительная установка "Биос" - в поселке Верх-Чебула - с пропускной способностью тысяча кубометров в сутки. Да в поселке Белово внедрена технология обезвоживания сырого осадка и избыточного ила.