"Война" и "мир" в исполнении Тони Блэра

13 марта 2000, 00:00

Однодневному блиц-визиту британского премьер-министра Тони Блэра в Санкт-Петербург, состоявшемуся на прошлой неделе, наверняка суждено войти в учебники дипломатии в качестве "оригинального политического маневра, совершенного в нужное время и в нужном месте". Место это - не Москва, первая, она же и политическая столица России, а вторая, культурная. Повод, тот что на поверхности, тоже чисто культурного свойства: в Мариинском театре дается премьера оперы Сергея Прокофьева "Война и мир", на которой британский премьер с супругой захотели непременно поприсутствовать - тем более что сделать это их пригласила "первая чета" политического бомонда России - и. о. президента Владимир Путин с супругой. Желание лидеров России и Великобритании насладиться новым изданием прокофьевской "Войны и мира" понятно. Международно-политическая ситуация, однако, такова, что самое время им сейчас попытаться перейти от политической "войны", все еще потрясающей отношения России с Западом, к желанному для обеих сторон политическому же "миру".

Обострение этих отношений вызвали, напомним, две вполне реальные войны - НАТО в Югославии и России в Чечне. Сейчас же наступил наилучший момент решительно перевернуть страницу политического противостояния России и Запада. Сделать это, судя по всему, и взялся британский премьер, первым из лидеров западных государств пошедший на личную встречу с и. о. президента РФ, все еще резко критикуемого в США и Европе в связи с боевыми действиями в Чечне.

Прорыв в отношениях с Западом в Кремле давно и серьезно рассчитывали совершить главным образом через Великобританию. Возможно, потому, что Лондон не столь жестко критикует действия России в Чечне, как, например, Париж или Берлин. И это обстоятельство вполне четко высветилось две недели назад в ходе визита в Москву министра иностранных дел Великобритании Робина Кука. В отличие от своих коллег из ЕС и США он выразил значительно более глубокое понимание причин проводимой Москвой антитеррористической операции. Вскоре после этого Владимир Путин дал нашумевшее интервью британской корпорации Би-би-си, в котором выразил намерение улучшить отношения с Западом, вплоть до гипотетического "вступления России в НАТО". В окружении британского премьера не скрывают, что это интервью в значительной степени подвигло Блэра "установить личный контакт с Путиным".

Комментируя визит Блэра в Россию, британская газета Daily Telegraph пишет, что тем самым Лондон делает ставку на Путина как будущего президента России. "Встреча с Владимиром Путиным в канун президентских выборов приведет к росту его популярности", - пишет газета. Путин же, общаясь с Блэром, по мнению лондонской Times, также рассчитывает поднять свой международный престиж. Как бы то ни было, но премьера прокофьевской "Войны и мира" в Санкт-Петербурге ознаменовала если и не начало полноценного поворота к лучшему в отношениях Запада к России, то, как минимум, обнаружила расхождения в позициях лидеров ведущих западных государств по данной проблеме. "Налаживая связи с Россией, можно достичь большего, чем изолируя ее", - заявил в Санкт-Петербурге помощник британского премьера.