Caterpillar под Питером

13 марта 2000, 00:00

Американская корпорация Caterpillar (CAT), один из ведущих в мире производителей строительной, дорожной и горнодобывающей техники, ввела в строй под Санкт-Петербургом завод "Катерпиллар Тосно". Инвестиции в проект, уже насчитывающие 34 млн долларов, по словам представителей корпорации, в ближайшее время будут доведены до 50 млн.

О своем внимании к бизнесу в России CAT заявил еще семь лет назад. Тогда руководство корпорации вместе с "Кировским заводом" приняло решение создать СП "Невамаш". CAT рассчитывал проникнуть на российский рынок, связанный прежде всего с нефтегазовым комплексом страны, и стать основным поставщиком "Газпрома", с которым у Кировского завода давние деловые связи. Российских машиностроителей не устроило, что американцев интересует больше сбыт собственной техники, а не развитие совместного производства. В результате пути бывших партнеров разошлись. Однако отказываться от перспективного рынка CAT не собирался. Буквально за полтора года в городе Тосно был возведен современный производственный комплекс.

В настоящее время платежеспособный спрос на дорожную технику в России невелик, поэтому на первом этапе "Катерпиллар Тосно" будет производить комплектующие узлы и детали для экспорта в Западную Европу на сборочные предприятия корпорации. Лишь к 2002 году, по оценкам специалистов CAT, российский рынок "созреет" для того, чтобы по-настоящему востребовать технику корпорации. Тогда завод в Тосно займется сборкой бульдозеров и экскаваторов, причем преимущественно для продажи в России.

Перспективы у CAT самые радужные. Поскольку на рынке строительной техники конкуренция очень сильна (только в Западной Европе более 170 производителей дорожной техники, среди которых есть компании мирового уровня), тот, кто окажется первым в России, сможет снять сливки. Тем более что отечественные производители пока осваивают лишь производство крупно- и среднегабаритной техники, и в нише машин малой мощности американцам никто не составит конкуренции.

CAT готовит плацдарм, состоящий не только из производственных мощностей, но и широкой дистрибуторской сети. В ее развитие партнеры корпорации уже вложили около 25 млн долларов. К концу года американцы создадут десять торгово-сервисных центров, покрывающих всю территорию СНГ, а также Монголии.