Реформа века

Олег Никифоров
10 апреля 2000, 00:00

Германия дает старт "налоговым войнам" в Европе

В конце прошлого года правительство ФРГ объявило о самом большом за всю историю существования Федеративной Республики снижении налогов, уже прозванном "реформой века". В ближайшие пять лет государство обойдется немецким налогоплательщикам на 70 млрд марок (36 млрд долларов) дешевле. Налоговые ставки будут снижены до нынешнего среднего уровня стран Европейского Союза. Этот шаг поддержали практически все политические силы Германии, а это значит, что соответствующие законы бундестаг примет уже в 2000 году.

Необходимость налоговой реформы в Германии была очевидна еще в середине 90-х годов. Однако правительство Коля, а затем и Шредера по политическим причинам откладывало назревшие перемены. В результате сегодняшние далеко не блестящие макроэкономические показатели во многом обусловлены неблагоприятным инвестиционным климатом, который в первую очередь и определяет высокие налоги. В текущем году ожидаемое увеличение ВВП впервые будет меньше, чем у Великобритании, Франции и Италии. А немецкая безработица (около 10%) уже перерастает из экономической в самую главную политическую проблему. То же касается дефицита госбюджета и практически нулевого платежного баланса. Не приносит пока ощутимого результата и борьба с бегством капитала в такие "налоговые оазисы", как Лихтенштейн и Люксембург. Деньги за рубежом, как показал недавний скандал с христианскими демократами, укрывают не только отдельные граждане, но и целые партии.

Как отмечает американский экономист Артур Лэффер, автор известной "кривой Лэффера", демонстрирующей зависимость между размером налогового бремени и налоговыми поступлениями, Германия стоит на своего рода перекрестке, как и США в 80-е годы, когда Рональд Рейган предпринял смелую реформу налогового законодательства. По мнению Лэффера, руководство Германии начинает понимать, что плохая экономическая конъюнктура и высокая задолженность государства являются следствием самых высоких в Европе налоговых ставок.

Не слабо!

Министерство финансов предлагает снизить налог на прибыль компаний до 25% и упростить его расчет, введя единую ставку. Это существенное преимущество для компаний, работающих не только в Германии, но и участвующих в международном разделении труда, в первую очередь на едином европейском рынке.

Кроме того, немецкий бизнес долгое время испытывал неудобства от введенного в послевоенной Германии налога на продажу крупных пакетов акций (свыше 10%). Холдинги, желавшие избавиться от пакетов акций ненужных им компаний, должны были отдать государству половину выручки от продажи ценных бумаг. Естественно, оптимизировать на таких условиях свои портфели акций владельцам было невыгодно, а государство не получало ни пфеннига в бюджет. Фондовый рынок оставался низколиквидным, немецкие корпорации не могли использовать собственные акции как средство платежа в сделках поглощений на внешних рынках. После отмены налога международные инвестбанки, приняв участие в распродаже активов, смогут привлечь солидные потоки капитала в страну.

Увеличит ликвидность немецких акций и изменение налогообложения вкладов в инвестиционных фондах. Теперь вложение денег через институты коллективных инвестиций будет облагаться налогами так же, как и покупка акций напрямую через брокеров. Раньше же четверть прибыли при поступлении в инвестиционный фонд шла в бюджет в виде корпоративного налога. Далее, при выплате фондом дивидендов вкладчику, эта же прибыль облагалась подоходным налогом. Теперь двойное налогообложение будет устранено.

Конечно, правительство предусматривает ряд компенсационных мер, которые уменьшат эффект от снижения налогового бремени. К ним можно отнести экологический налог, которым с нового года облагаются электроэнергия, полученная с помощью "неэкологичных" энергоустановок (экологически чистыми по сути являются лишь ветряные электростанции), а также автомобильное топливо.

Кроме того, снижается предельная норма амортизации для движимого имущества. Если раньше максимальная ставка составляла 30%, то теперь она снижена до 20%. По оценкам специалистов, в результате дополнительная финансовая нагрузка на все германские фирмы составит 14 млрд марок в год (при уменьшении амортизации увеличивается балансовая прибыль компании и, соответственно, выплаты по налогу на прибыль). К тому же эта мера будет косвенным образом влиять на конкурентоспособность немецкого бизнеса: увеличение сроков амортизации приводит к тому, что компании продолжают использовать старое оборудование, в то время как конкуренты покупают новые технологии. Недовольство экспертов вызывает и запрет целевых отчислений из доходов фирм на создание специальных фондов для приобретения товаров производственного назначения и прочих целевых расходов. В конечном счете более 40 млрд марок налоговых послаблений для компаний противостоит порядка 21 млрд марок дополнительных выплат вследствие ухудшения ряда позиций в системе налогообложения.

Выбор для среднего бизнеса

Реформа также коснется среднего бизнеса, на который приходится более 80% всех германских фирм. Средние компании организованы в виде различных товариществ, где часто работают их владельцы. Доход таких собственников облагается дважды: прибыль компании (корпоративный налог) и прибыль владельца компании в виде дивиденда (подоходный налог). Корпоративный налог и подоходный налог не заменяют друг друга. Теперь же, по проекту нового законодательства, владельцам подобных предприятий предоставляется выбор.

Граждане могут уплачивать вместо подоходного налога корпоративный налог, который платят, например, акционерные общества. При этом после уплаты корпоративного налога с части дохода, поступающей в распоряжение собственника как физического лица, он может уплатить подоходный налог в половинном размере - по более низкой ставке корпоративного налога. Таким образом, владельцам товариществ предлагается самим определять, по какой схеме им выгоднее платить налоги. Как отмечает германский экономический еженедельник Wirtschafts Woche, расчеты минфина показывают, что из 2,3 млн товариществ на корпоративный налог перейдет примерно треть - прежде всего достаточно крупные товарищества со стабильным доходом.

Изменения в подоходном налоге затронут не только владельцев товариществ, но и всех жителей Германии. Самую высокую ставку собираются снизить с 53 до 45%. Нижняя граница будет изменена с 23,9 до 22,9%. Годовой доход в размере до 13499 марок освобождается от налогообложения. Выплаты на государственное пенсионное страхование также снижаются, правда незначительно. Конечно, и здесь налоговые послабления государство намерено частично компенсировать. Одной из предлагаемых мер является снижение вдвое - до 3000 марок - необлагаемого налогами дохода от вклада в сберкассы. Уменьшаются также финансовые льготы при строительстве собственного дома.

Налоговые послабления позволят, по мнению министерства финансов, уже в текущем году стимулировать рост потребления на 2,5% и даже добавить в течение двух лет 1,25% к годовому показателю роста ВВП.

Налоговая конкуренция

Снижение налоговых ставок в столь крупной и мощной экономике практически неизбежно должно привести к аналогичным действиям в соседних странах. Примеру Берлина готовятся последовать и другие государства ЕС, прежде всего Франция и Италия. Так, французское правительство планирует к 2003 году снижение выплат в бюджет на 18 млрд евро. Итальянские власти интенсивно изучают проект немецкой налоговой реформы, чтобы понять, насколько радикально необходимо снижать собственные налоговые ставки. Правящая в Испании Народная партия уже осуществила сокращение как корпоративных, так и подоходного налогов, а также сделала дальнейшую реформу основным мотивом своей предвыборной кампании, которая прошла в марте этого года.

Теоретически в результате поэтапного снижения налогов "крупными игроками" Европы в экономику Евросоюза в ближайшие годы могут прийти сотни миллиардов долларов инвестиций, способных не только удержать евро от дальнейшего падения, но и привести к укреплению единой валюты.

Однако германская реформа способна придать импульс и далеко не идиллическим процессам. Речь идет об активизации конкуренции стран Евросоюза за более льготный налоговый климат. Небольшие страны, такие как Нидерланды, которые провели налоговую реформу с целью стимулирования экономического роста много лет назад, планируют дальнейшее снижение налогов. В Ирландии, которая привлекла зарубежных производителей, инвесторов и финансовые компании налоговой ставкой всего в 10%, напряженно следят за разворачивающимся у соседей по ЕС снижением налогов, грозящим переманить ряд наукоемких производств.