В 1997-1999 гг. крупнейшая в мире PR-компания Burson-Marsteller провела социологическое исследование роли высших менеджеров в бизнесе. Результаты опроса 1400 человек из слоев, оказывающих важное влияние на бизнес (директора и высшие управляющие, финансовые аналитики, представители СМИ, важные правительственные чиновники), оказались следующими.
Репутация топ-менеджеров. Авторитет компании все больше зависит от репутации ее руководителей - сегодня на 45% (в 1997 году - на 38%, в 1998-м - на 43%).
Важнейшие качества. Главные свойства успешного топ-менеджера - способность сформировать ясное видение будущего внутри компании и вызывать доверие. Раньше первенство отдавалось заботе о клиентах, теперь же ранг этого качества лишь шестой.
Отдача от топ-менеджеров. Современные топ-менеджеры - эффективный инструмент бизнеса с ясной, понятной отдачей. Вот какие дивиденды обеспечивает компании высокий авторитет ее высших руководителей.
Главные дела управляющих. Исследование выявило также важнейшие виды деятельности топ-менеджеров, производимой ими интеллектуальной продукции, которых требует от них бизнес. На первом месте - стратегия.
Как повысить менеджерский профессионализм. Что надо делать менеджерам для формирования позитивной репутации? Исследование выявило 7 черт, присущих современному успешному высшему управляющему:
- нет клавиши "esсape". Использование всех профессиональных методов, "производство" всех видов интеллектуальной продукции (см. таблицу выше), вовлеченность в решение проблем разного плана;
- хорошие объективные показатели работы - обеспечивает капитализацию, под давлением принимает правильные решения, лучший в своем классе профессионалов, проходил через конкурентные условия найма (конкурс, испытания и т. п.);
- "двойное зрение" - видит ситуацию как внутри, так и вне компании;
- внимание к критике, оценкам - учитывается все, что влияет на репутацию;
- сила личности, обаяние. Одни лишь бонусы не помогут создать сильную команду, тогда как именно команда наилучшим образом играет на репутацию руководителя;
- Способность предвидеть последствия. Управляющий должен действовать в режиме реального времени, как Интернет;
- предметное ведение разговоров. Необходимо знать, кто и чего хочет от тебя.
Важнейшие качества топ-менеджеров (ранги, 1999 г.)
Формирует ясную картину будущего внутри компании
1-2 Внушает доверие 1-2 Подбирает квалифицированную менеджерскую команду 3-4 Следует высоким этическим стандартам 3-4 Вдохновляет работников 5 Заботится о клиентах 6 Увеличивает благосостояние акционеров 7 Предвидит изменения 8-9 Эффективен, способен справиться с кризисом 8-9
Что дает авторитет топ-менеджеров (% от числа опрошенных)
1997 год 1999 год Обеспечивает ликвидность акций компании 77 88 Формирует мнение о компании как о хорошем партнере для бизнеса 80 87 Формирует доверие к акциям компании н. д. 84 Обеспечивает доверие к компании даже при атаке СМИ 78 81 Характеризует компанию как место, где хорошо работать 73 80 Привлекает положительное отношение к компании в СМИ 68 75
Важнейшая продукция, ожидаемая от менеджеров
(% от числа опрошенных, 1999 г.)
Долгосрочная стратегия 86 Краткосрочное планирование 40 Финансовые результаты 34 Корпоративная миссия и ценности 33 Продвижение новых товаров 25 Новшества в обслуживании клиентов 16 Предложения по слияниям и приобретениям 16 Управление активами 13