Отзывы читателей

12 июня 2000, 00:00

2000, N20 (231)

Без предупреждения

Отличная статья, дающая исчерпывающее представление о событиях, происходящих на московском рынке мобильной связи. Конечно, несколько диковат способ распределения лицензий, нарушающий принцип равных возможностей участия в конкурсе. Но в России сфера телекоммуникаций всегда была политизирована более, чем где-либо.

Не могу согласиться с аргументом, что производство телефонов является менее высокотехнологичным, чем производство базовых станций. И тот и другой процесс по сути "отверточные", т. е. представляют собой сборку конечного изделия из компонентов. Технологичность определяется степенью вовлеченности исследовательского и инженерного персонала в процесс. В свою очередь, разработка и производство телекоммуникационного оборудования требуют квалифицированных разработчиков программного обеспечения, качество которого на сегодня определяет качество конечного продукта. Для примера достаточно вспомнить тысячные отзывы из продажи WAP телефона Nokia 7110 из-за проблем с программным обеспечением (2,5 тысячи только из Великобритании).

Владимир Квасов, vkvassov@abo.fi

Спасибо за интересный материал. Финнов очень интересует судьба не только www.nokia.co, но и судьба www.sonera.com. Динамика новой экономики проявляется в дискуссиях.

Olli-Jukka Paloneva, Kaustinen, Finljandii, //www.travel-fi.com/eng/index.htm

2000, N21 (232)

Размен фигур

Одно дело на водку - средство разрушения, другое дело на бензин - средство созидания. Результат не заставит себя ждать. Как раз акциз на бензин-то нужно минимизировать. Это положительно скажется на общем уровне цен и подстегнет торговлю и экономику.

Дмитрий, gwolf@mail.ru

Танго втроем

Очень радуют успехи российской дипломатии. Начиная с переговоров Черномырдина по урегулированию косовской проблемы, захвата аэропорта в Приштине. Независимо от конечного результата этих переговоров и результатов этого захвата это были сильные шаги российской дипломатии, решительные и оригинальные. Многое из того, что российская сторона говорила в процессе косовской кампании - натовских бомбардировок, сейчас в США известно как факт. А именно: что "блиц-криг" с воздуха без участия наземной техники и живой силы - фикция, что уничтожены были поддельные танки и мосты, что "хирургически точных" бомбардировок не существует и что в результате НАТО зря растратила деньги налогоплательщиков на вооружения в этой кампании. Это тоже сильный козырь в пользу российской позиции. Радует и то, что представители Запада от истерии по поводу Чечни перешли к продуманной позиции, как-то: "Мы признаем территориальную целостность России и право каждой нации вести борьбу с терроризмом. Но мы все-таки призываем к политическому решению проблемы. Нас тревожит непропорциональное применение вооруженной силы в отсутствие плана политического урегулирования". Это очень точное, взвешенное и сдержанное определение того, что правильно и что неправильно в чеченской кампании.

Конечно, нельзя рассчитывать на то, что Запад внезапно попросту "подобрел" к России, безусловно, "интересы России и интересы Запада всегда будут различаться", это по меньшей мере, но в настоящее время складывается впечатление, что дипломатическая команда России способна разгадывать ходы противника на несколько шагов вперед и вести стратегическую игру с позиции сильного (интеллектуально) - и выигрывать.

Интересно, что одновременно с успехами российской дипломатии в США только что прокрутили без рекламных вставок (знаменательное явление) трехчасовую сагу о Рональде Рейгане и о том, как, идя на непопулярные решения, он "перехитрил" Россию, втянул ее в гонку вооружений, которую она экономически не могла "потянуть", и практически привел к развалу "российской советской империи", "освободив мир" от остатков коммунизма и дав США возможность "править миром". Насчет "править миром" - это серьезное преувеличение. Хотя экономически США нельзя назвать "колоссом на глиняных ногах", США - сильная держава, но все же недооценка противника и "головокружение от успехов" опасны для любой державы.

Однако я не думаю, что создатели фильма настолько глупы, чтобы так недооценивать силы противника. Скорее всего, это "колыбельная для мозгов" американского обывателя перед выборами - уверения, что правительство "всех сильнее", "все может" и "всех умнее", а русские, как всегда, идиоты (см. также фильм "Армагеддон" с Брюсом Уиллисом - как небритый дядя Вася в телогрейке и видавшем виды драном треухе заправляет потрепанным орбитальным комплексом, куда являются наши тарзаноподобные американские герои). Не является ли эта "колыбельная" и точно рассчитанное время ее показа все же свидетельством опасений американской стороны относительно России и, таким образом, еще одним признанием растущей силы России...

Россия была, есть и должна быть великой мировой державой. Пусть она только найдет силы и средства (в основном интеллектуальные, больших экономических средств для этого не надо), чтобы изменить несладкую жизнь основной части своих граждан, и будет великой - и великодушной - по отношению к ним тоже. Великолепная стратегия российской дипломатии еще раз доказывает, что "есть порох в интеллектуальных пороховницах", хочется увидеть, чтобы этот "порох" был использован не только на международной арене, но и на благо "дяди Васи".

Татьяна Нерони, США, nf@catskill.net

Вездесущие брэнды

Проблема, рассматриваемая в данной статье, приводит к следующим выводам. Прежде всего следует отметить окончание эры традиционного маркетинга, когда для того, чтобы увеличить продажи товара, фирмы-производители в своих рекламных кампаниях уделяли внимание именно достоинствам своих товаров. Лозунг "Товар данного вида, произведенный этой фирмой, лучше ему подобных потому, что..." заменяется на лозунг "Этот товар изначально лучший, так как произведен этой фирмой". Подобный финал истории маркетинговых чудес вполне объясним: действительно сложно объяснить, почему кроссовки "Найк" лучше кроссовок "Рибок" при одинаковых цене, качестве и характеристиках. Просто все улучшения, возможные в данной отрасли (да и во многих других), уже использованы, а эра самодвижущейся обуви еще не наступила. Развить новую отрасль многие современные "акулы капитализма" не в состоянии (для этого необходим слишком большой умственный, технологический и (или) финансовый потенциал), поэтому для увеличения прибыли им приходится внедряться в уже развитые, используя вместо собственного участия в прогрессе простую технологию наклеивания ярлыков (подобное известно даже у нас, вспомните марку "Довгань").

Кроме того, окончательно совершится переход к так называемому демонстративному потреблению, когда престижность марки, а не качество товара играет решающую роль для потребителя. Вряд ли можно сомневаться, что товары для активного отдыха "Найк" будут стоить значительно дороже, чем аналогичные товары других фирм, чья марка не столь разрекламирована.

Все это может иметь и положительный эффект. В результате у потребителя со средним достатком может вообще пропасть интерес к тому, товар какой фирмы он покупает. Он просто зайдет в первый попавшийся магазин, наобум выберет необходимый товар, и его не будет интересовать, на чей счет пойдут его деньги. Брэнды просто потеряют свое сегодняшнее значение.

Валерий Пивень, pivenrsuh@newmail.ru