Диалог сквозь пространство

17 июля 2000, 00:00

Режиссер Евгений Каменькович поставил спектакль "Любовные письма". Пьеса Альберта Герни, сочиненная как переписка-диалог мужчины и женщины, привлекла внимание Олега Табакова, и он решил обязательно сыграть в ней. В партнерши Табаков выбрал Ольгу Яковлеву. И хотя пьеса явно относится к драматургии "второго сорта", нечеткость драматургического почерка и непроработанность характеров позволили актерам создать сложную партитуру внутренних душевных движений. Оставленные автором пробелы помогают развернуться индивидуальным особенностям актерских дарований.

Сосредоточивая все внимание зрителей на игре Яковлевой и Табакова, Каменькович ограничивается минимальными сценографическими ухищрениями. Небольшая сцена филиала театра Маяковского, где играют "Любовные письма", разделена черной занавеской. Герои сидят на разных концах сцены за двумя черными столами. Они ведут диалог, преодолевая разделяющее их пространство. Письма становятся знаками событий человеческой жизни, порой единственным связующим звеном между рациональным, расчетливым политиком и нервной, импульсивной художницей. Пьеса начинается записками, где первоклассники спорят о длине хвостиков у букв и заканчивается предсмертным письмом героини. Отношения героев не назовешь простыми: слишком по-разному они видят мир. Временами они, обрывая диалог, уходят за занавеску и пропадают в зоне молчания, словно проваливаясь в черную дыру.

Олегу Табакову и Ольге Яковлевой удалось сделать видимыми внутренние движения души, и от этого исчезает потребность в излишних физических движениях и жестах. Большую часть спектакля Табаков сидит за столом, почти не двигаясь. Но от поразительной внутренней правды возникает ощущение перехода от физического действия к метафизическому, из мира материального в нематериальный. Такое редко происходит на сцене, но когда становишься свидетелем этого - веришь в магическую силу театра.