Россия потребует компенсации от De Beers

Повестка дня
Москва, 24.07.2000
«Эксперт» №28 (241)

На прошлой неделе на Всемирном алмазном конгрессе в Антверпене алмазная корпорация De Beers объявила о том, что начинает крупномасштабную кампанию по рекламе собственного брэнда. Он включает три элемента. Первый элемент - условный знак, который символизирует вечность алмаза. По идее, скоро он должен стать таким же узнаваемым, как, например, знак спортивной одежды "Найк", закусочных "Макдональдс" или автомобилей "мерседес".

Второй элемент - публичное название компании. Решено выбрать аббревиатуру DTC (Diamond Trading Company), то есть торгового подразделения De Beers. Это решение неожиданное, но понятное. Известно, что название De Beers имеет негативные оттенок из-за причастности корпорации ко многим преступлениям в колониальной Африке в 1888-1994 годах, а также из-за ее прямого участия в скупке "кровавых" алмазов у антиправительственных группировок в Анголе, Заире, Сьерра-Леоне и др. В этом вопросе менеджеры De Beers приняли правильное решение.

Однако относительно третьего элемента - слогана "Алмазы - навеки" - они поспешили. Дело в том, что этот слоган рекламируется начиная с 1950-х годов, причем в финансировании рекламной кампании принимали участие партнеры алмазной монополии: СССР (теперь Россия), австралийская фирма Argyle, Намибия и Ботсвана. Каждый партнер De Beers при продаже алмазов соглашался на скидку в 10% против мировых оптовых цен. Примерно половина вырученных средств и шла на рекламную кампанию. То есть де-юре слоган является совместной интеллектуальной собственностью. Теперь, когда De Beers де-факто присвоил его себе, возникает состав преступления. Как стало известно "Эксперту", в настоящее время юристы Гохрана (подразделение Министерства финансов, которое курирует все вопросы экспорта алмазов из России) изучают детали этой проблемы и готовят пояснительную записку для руководителя Гохрана Валерия Рудакова. Если он сочтет основания весомыми, то в ближайшее время можно ждать иска от правительства России к алмазной монополии.

Сумма иска пока не определена. Однако эксперты дают следующую оценку. За сорок лет торговли с De Beers было поставлено российских алмазов примерно на 50 млрд долларов в сегодняшних ценах. Сумма скидок составила 5 млрд, из которых на рекламу ушло около 2 млрд. При оценке упущенной выгоды применяется коэффициент 5. Таким образом, Россия может потребовать компенсацию в 10 млрд долларов.

Скорее всего, Россия не останется в одиночестве. Весьма вероятно, что к аналогичному выводу пришла австралийская алмазная компания Argyle, которую контролирует транснациональный гигант Rio Tinto (RTZ), "заклятый" конкурент группы De Beers в мировой горно-рудной индустрии. Иски от Намибии и Ботсваны маловероятны. С руководителями этих бывших британских колоний De Beers умеет "договариваться".

У партнеров

    «Эксперт»
    №28 (241) 24 июля 2000
    Макроэкономика
    Содержание:
    Соображать надо каждый день

    О проблемах и рисках денежного хозяйства и экономики России и их динамике мы побеседовали с первым заместителем председателя ЦБ РФ Татьяной Парамоновой

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама