Наш провал в Фарнборо

Рынки
Москва, 14.08.2000
«Эксперт» №29 (242)
Впервые на международном авиасалоне Россия выглядела авиационной провинцией

Прошедший в конце июля в пригороде Лондона крупнейший в мире аэрокосмический салон "Фарнборо-2000" четко показал место России в мировом авиапроме. Прислав на аэрошоу самую многочисленную делегацию из более чем четырехсот специалистов, представляющих 132 предприятия, россияне так и не смогли заключить ни одного контракта на продажу своей авиатехники. Что, впрочем, и не удивительно. Россия на выставке представляла в основном допотопную рухлядь. По сути это означает, что наша страна из великой авиационной державы, еще недавно шокировавшей конкурентов первоклассными новыми разработками, стремительно превращается в провинциальную ремонтную мастерскую. Вместо того чтобы производить новую технику, российские предприятия сконцентрировались на модернизации и обслуживании устаревших моделей, выпущенных еще в 70-80-е годы. Для других же авиационных стран нынешний, 25-й, салон в Фарнборо стал рекордным по сумме заключенных контрактов.

А-три-ха-ха

Хотя в выставке участвовали всего лишь около тысячи компаний из 30 стран, представивших только полторы сотни образцов авиатехники, это не помешало участникам смотра подписать соглашения о поставках почти на 44 млрд долларов (в полтора раза больше, чем на "Фарнборо-98", и на несколько миллиардов долларов больше, чем на парижском "Ле Бурже-99"). От былой бравады французов, еще год назад предрекавших Фарнборо скорое забвение, не осталось и следа.

К авиасалону в Ле Бурже в авиационном мире относятся как к красочному шоу, стремящемуся поразить публику своей зрелищностью, эдакому воскресному походу в Диснейленд, тогда как британский салон по традиции формирует тенденции в мировом авиастроении как минимум на ближайшее десятилетие. Так что победа англичан вполне закономерна.

Главная интрига "Фарнборо-2000" - беспрецедентное для консервативных англичан решение перенести смотр с сентября на июль. Для такого шага у организаторов выставки были веские основания. С французским "Ле Бурже" британцы теперь не пересекаются. В пригороде Парижа выставка проходит по нечетным годам, а в окрестностях Лондона по четным. Но организаторам "Фарнборо" буквально на пятки наступают немцы и австрийцы. Первые стали проводить свой салон ILA в четные годы в июне в берлинском аэропорту "Шенефельд", а вторые (тоже в четные годы) - в июле в городе Цельтвеге у подножья Штирийских Альп. Три авиасалона в два месяца - это слишком даже для Европы. И хотя некоторые крупнейшие корпорации успевают выставляться на всех трех смотрах, большинству компаний все-таки приходится выбирать что-нибудь одно.

Тон на выставке задавали Boeing и Airbus. Еще за день до открытия аэрошоу все выпуски новостей BBC взахлеб рассказывали о предстоящем сражении американского и европейского авиапрома за "золотое дно" - многомиллиардные контракты, результатом которого станет триумф одной компании и резкое ослабление позиций другой. Британских журналистов можно понять. Подковерная борьба Boeing и Airbus вот уже два месяца как перешла в стадию открытой конфронтации. Основное соперничеств

У партнеров

    «Эксперт»
    №29 (242) 14 августа 2000
    Интеллектуальная собственность
    Содержание:
    На танках не пашут

    Российская стратегия технологического развития должна опираться на массовые коммерческие, а не революционные технологии

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама