Сети движутся nach Russland

Анастасия Матвеева
14 августа 2000, 00:00

Иностранные торговые сети будут развиваться в России столь же мучительно, как и российские

Свершилось: в Россию идут иностранные торговые сети. Это давно предсказывали специалисты, а отечественные торговцы этого опасались. Немецкая торговая группа Metro AG, владеющая одной из самых популярных в Европе розничных сетей, официально объявила о том, что в 2002 году в Москве появится ее первый рынок Cash&Carry (C&C), а в 2005 году их будет уже пять. В настоящее время группа Metro AG присутствует в 20 странах. К нашей стране группа присматривается уже четыре года. "Организация нового бизнеса за границей, - сообщил 'Эксперту' пресс-атташе Мetro AG Дьерк Ковальке, - требует напряженной подготовительной работы, отнимающей, как правило, около двух лет. В этом отношении Россия не составляет исключения. Но нестабильность экономической ситуации в вашей стране была основной причиной наших колебаний, когда принималось решение о конкретных сроках продвижении вперед".

Отпугнул немцев кризис 1998 года. Россию поставили в очередь за Словакией и Китаем, где новые торговые точки Metro AG появятся уже в этом году, и Вьетнамом (2001 год). Да и вид бизнеса для движения nach Russland выбран из наименее подверженных риску. Во-первых, C&C работает на низкой марже, что немаловажно при существующей в нашей стране структуре доходов. Во-вторых, он только отчасти является розницей. Как правило, индивидуальные покупатели имеют доступ к полкам рынка C&C только при наличии у них "клубной" карты, что гарантирует их постоянство, приравнивающее индивидуалов к мелким оптовикам. Открывая C&C, Metro AG рассчитывает прежде всего на мелких розничных торговцев, на уличных производителей fast food и на рестораны - тех, кого называют "профессиональными" покупателями. Но, как говорится, лиха беда начало. При успехе C&C вслед за ним продвинутся и прочие бизнесы Metro AG - сети продуктовых гипермаркетов и супермаркетов, а также специализированные сети непродовольственных товаров (преимущественно бытовая электроника) и универмаги.

"Соседский" SPAR

Проект другой международной розничной сети SPAR в России гораздо ближе к завершению, чем проект Metro. В начале этого года SPAR определил своего российского оператора. Им стала оптовая торговая компанию "Русмед", которая с тех пор называется SPAR-Retail. Оператор уже подобрал несколько возможных объектов для размещения пилотного магазина SPAR в Москве. Окончательный выбор еще не сделан. Определение места для первого магазина - шаг ответственный, поскольку в планы SPAR входит не только развитие собственной сети, но и франчайзинг. Следовательно, от успеха или неуспеха пилотного проекта зависит привлекательность франшизы для российских бизнесменов.

Правда, представители компании в России полагают, что успех им обеспечен. Кроме международного опыта (18 тысяч магазинов в 32 странах), по мнению генерального директора SPAR-Retail Дмитрия Маслова, покупателей франшизы привлечет облегченный доступ к инвестиционным ресурсам, который гарантирует сотрудничество со SPAR. В первую очередь в России появятся "соседские" (для ежедневных покупок жителей близлежащих домов) магазины. Заметим, что в мировых сетях SPAR представлены и другие виды розницы: супермаркеты, гипермаркеты и магазины, размещенные на магистралях с напряженным движением. Согласно бизнес-плану, через три года число российских магазинов SPAR достигнет нескольких десятков. Это будут торговые точки малого (200-600 кв. м) и среднего (500-1000 кв. м) формата. Цены в магазинах предполагается поддерживать на уровне, исключающем из круга постоянных покупателей лишь потребителей с самыми низкими доходами (20% от общей численности).

Их путь не усыпан розами

Безусловно, присутствие иностранцев даже в виде C&C осложнит существование отечественных сетей, ориентированных на средних и обеспеченных потребителей. В гильдии директоров и владельцев торговых предприятий "Русь торговая" считают, что у пришельцев есть несколько козырей.

Во-первых, у гигантов европейского бизнеса нет недостатка в инвестиционных ресурсах, а именно он тормозит рост российских сетей. Во-вторых, благодаря налаженности технологий зарубежные компании имеют гораздо больший ресурс снижения издержек и цен, а также повышения производительности труда. Производительность наших лучших супермаркетов составляет 80-90% от уровня западных. В-третьих, европейский стандарт качества обслуживания клиентов пока значительно выше отечественного, поэтому при одинаковых ценах покупатель чувствует себя там комфортнее.

Однако очевидные преимущества не дают иностранным сетям гарантий прорыва. "Я думаю, - говорит генеральный директор гильдии 'Русь торговая' Вадим Шишов, - что их сети будут развиваться столь же мучительно, что и отечественные". Мучительность развития российских розничных сетей состоит в том, что из-за неразвитости управленческих процедур шансы получить большой выигрыш при расширении сети невелики. Теоретически при определенном размере сети ее рентабельность должна резко повышаться за счет экономии на масштабах (см. график). Однако сложность управления сетью по сравнению с одним магазином возрастает многократно, и если менеджмент с самого начала не отлажен как часы, то повышение рентабельности грозит остаться лишь в теории.

Европейским грандам Россия готовит по крайней мере два подводных камня. Это неравномерность условий ведения бизнеса даже в пределах одного города - Москвы. Наши торговцы, привыкшие к местным реалиям, и то испытывают трудности при переносе бизнеса, скажем, с Юго-Запада в Братеево. Районы различаются не только по уровню обеспеченности потребителей, но и по уровню развитости инфраструктуры. Отсюда - неожиданные сложности. Например, рассчитанные до секунды сроки доставки товара в магазины можно легко обеспечить в первом случае и не соблюсти во втором: из-за отказа телефонной связи или пробок на дороге. Во-вторых, процедуры торговли по-западному - это, по выражению г-на Шишова, два грузовика бумаги, на которых расписаны должностные инструкции: "А вы можете представить себе коллектив современного отечественного магазина, освоившего эти два грузовика документации?".

Так что распространение передовых технологий не будет проходить автоматически. А именно возможность автоматического переноса стандартных процедур с одного объекта на другой является четвертым козырем развитых сетей. Следовательно, скорость продвижения иностранцев на российский рынок будет меньше теоретически возможной. Это дает шанс отечественным торговцам перестроиться и выдержать конкуренцию с вновь прибывшими.