Третий лишний

Петр Кирьян, Олег Никифоров
14 августа 2000, 00:00

Почему потерпел фиаско германский аукцион по продаже лицензий на стандарт связи "третьего поколения"

Через три-четыре года на смену распространенному в Европе стандарту связи GSM должен прийти новый - Universal Mobile Telecommucations System (UMTS). Основные преимущества нового стандарта - возможность передавать большие, чем в GSM, объемы данных, работать с несколькими функциями телефона одновременно и принимать и передавать видеоизображение.

В апреле в Великобритании прошел первый аукцион по продаже пяти лицензий на работу с новым стандартом связи. Успех аукциона, на котором британское правительство заработало 34 млрд долларов, позволил властям Голландии и Германии, где должны были пройти следующие торги, ожидать баснословных доходов. Однако Нидерланды получили от продажи пяти лицензий лишь 2,4 млрд долларов - втрое меньше, чем обещали прогнозы. Правда, аналитики тут же заявили, что, мол, нечего маленькой Голландии равняться на Великобританию или Германию.

Однако и в Германии торги прошли более чем скромно. В чем же причина столь неожиданного крушения надежд?



Неходовой товар

Первоначально в стартовавшем 31 июля аукционе в Германии собирались принять участие 10 компаний, в числе которых были немецкие, американские, голландский, испанский, китайский, финский и швейцарский операторы связи. Однако еще до начала аукциона о своем отказе от участия в нем заявила французская компания Vivendi.

Когда все заинтересованные стороны съехались в немецкий город Майнц, часть компаний предпочли остаться в роли наблюдателей, и круг покупателей сузился еще сильней. В результате в торгах приняли участие Deutsche Telekom, Mobilfunk (Vodafone/Mannesmann), E-plus (голландская KPN и китайская Hutchison Whampoa), VIAG Interkom (British Telecom), Group 3G (испанская Telefonica, британская Orange и финская Sonera), MobilCom (France Telecom) и Debitel (Swisscom).

По условиям аукциона предлагалось 12 блоков частот. На первом этапе компании должны были предложить свою цену за два или три частотных блока. После анализа первичных предложений комиссия решала выставлять на торги шесть лицензий по два блока в каждой или четыре по три блока.

Ожидалось, что компании сразу же начнут жесткую борьбу за лицензии, однако в первый день аукциона, понедельник, за все 12 блоков давали лишь 1,1 млрд долларов (менее 100 млн долларов за каждый частотный блок), а к четвергу - до 3 млрд, что выглядело издевательством на фоне как минимум 10 млрд долларов, которые рассчитывало получить немецкое правительство. Лишь после перерыва на выходные общее предложение всех компаний приблизилось к ожидаемым цифрам, достигнув в итоге 8,5 млрд долларов.

Расчетливая скупость

Первая причина осторожности участников аукциона в Майнце очевидна: ни компании связи, ни потребители не ожидают быстрого внедрения стандарта UMTS. Согласно исследованию гамбургской консалтинговой группы Mummert+Partner, для нового стандарта пока вообще нет массового рынка. Большую часть рекламируемых услуг, кроме передачи видеоизображения, можно реализовать на базе уже имеющейся технологии. По прогнозу специалистов Mummert+Partner, в ближайшие 10 лет можно полностью удовлетворять потребности абонентов, пользуясь решениями в рамках "старого" стандарта GSM. Те же эксперты прямо говорят, что если новый стандарт использовать только для разговоров, то сделанные телекоммуникационными компаниями вложения не окупятся никогда. Причина пессимизма в том, что в эпоху строительства сетей GSM количество пользователей этим стандартом росло за счет привлечения все большего числа новых абонентов и постепенного снижения тарифов, а UMTS придется постепенно оттягивать тех же абонентов на себя, переподключая их бесплатно и, по возможности, сохраняя действующие тарифы на обслуживание.

"Скупость" европейских связистов объясняется и тем, что вслед за аукционом в Германии должно состояться еще большое количество лицензионных торгов. В течение этого и следующего года аукционы пройдут в Австрии, Бельгии, Испании, Италии, Норвегии, Польше, Португалии, Франции, Чехии, Швеции и Швейцарии. И хотя власти Австрии или Норвегии намерены брать за каждую лицензию всего по 200-300 млн долларов, для таких структур, как British Telecom, Deutsche Telekom, France Telecom и Vodafone, суммарные расходы на покупку лицензий UMTS в различных европейских странах составят десятки миллиардов долларов.

В-третьих, в ряде стран, например во Франции, будет проводиться не аукцион, а, как его именуют финансисты, "конкурс красоты", когда правительство само решает, кому и по какой цене продать лицензии. В таком случае придется идти на альянсы с местными компаниями или их покупку. А это немалые дополнительные расходы.

Наконец, отчасти "тормозом" аукционов стало законодательство стран Евросоюза. Например, в Германии две компании - France Telecom и Hutchison Whampoa не смогли напрямую участвовать в торгах, поскольку на аукционе присутствовали другие структуры с их участием - MobilCom и E-Plus. Едва не сошел с дистанции швейцарский оператор Swisscom. Он на 65% принадлежит государству, чтобы получить доступ к дополнительному капиталу во время аукциона, компании пришлось бы продать часть акций госпакета. Однако сделать это оперативно было невозможно, поскольку правительству пришлось бы принимать отдельное постановление, а парламенту - закон.

Высокие цены на лицензии UMTS и оборудование для развертывания новой сети привели к тому, что участвовать в аукционе имеет смысл только операторам, уже работающим с GSM. У них есть техническая и клиентская базы, которые позволят осуществить плавный переход на стандарт связи третьего поколения. Новички же рискуют не окупить вложения.

Закономерным следствием высоких цен стало уменьшение числа реальных покупателей европейских лицензий UMTS до 5-7 крупных компаний, что, в частности, и определило вялый характер торга в Голландии и Германии.