Мягкой посадки не будет

Рынки
Москва, 18.09.2000
«Эксперт» №34-35 (247)
Наши авиакомпании ждет тяжелая зима: даже на рентабельных международных рейсах они сдали позиции западным конкурентам

В самом начале нынешнего года руководители крупнейших отечественных авиакомпаний в разговорах с журналистами не раз заявляли, что рынок пассажирских авиаперевозок неминуемо стабилизируется. Кризис, дескать, пройден, и вот-вот начнется бурный подъем. Так, гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов прогнозировал в беседе с "Экспертом" рост рынка еще с конца 1999 года и выражал надежду, что 2000 год станет переломным для всей отрасли. Гендиректор "Внуковских авиалиний" Александр Красненкер утверждал, что смотрит в будущее с большим оптимизмом и поэтому запланировал повышение рентабельности своей компании аж до 40-50%.

Поводы для оптимизма и вправду были. Пассажиропоток за год, прошедший с 17 августа 1998 года, хотя и сократился, но незначительно - всего на 4% вместо ожидаемых 20%. При этом в 1999 году российская гражданская авиация увеличила доходы на три четверти (до 62 млрд рублей) и впервые за последнюю пятилетку получила прибыль (3,3 млрд рублей). Поэтому неудивительно, что воодушевленные успехом авиаторы вовсю готовились к новому наплыву клиентов. А самые смелые из них даже предполагали двукратное увеличение своего парка техники. Так, председатель совета директоров "Трансаэро" Александр Плешаков подписал протокол о намерении приобрести сразу 10 новых самолетов (всего у "Трансаэро" сейчас 9 воздушных судов). Вознамерился и Валерий Окулов пополнить парк "Аэрофлота" десятком новых лайнеров. Однако итог первых шести месяцев 2000 года для российских перевозчиков оказался весьма печальным. Общий пассажиропоток за первое полугодие упал на 4% (до немногим более 9 млн человек). На внутренних линиях количество пассажиров сократилось почти на 11%, до 5,8 млн человек. Даже сезонный всплеск спроса на авиабилеты в мае-июне (когда компании получают основную прибыль) оказался примерно вдвое меньше обычного. Правда, на международных маршрутах пассажиров прибавилось на 12%, но практически весь этот прирост "съели" западные авиакомпании, выполняющие полеты в Россию.

Ни керосина, ни сервиса

Главная проблема российских авиакомпаний - сокращение числа их клиентов из года в год (см. график). Если в 80-х годах отечественные авиапредприятия, входящие в союзный "Аэрофлот", перевозили около 135 млн пассажиров, то в прошлом году пассажирооборот составил только 21,4 млн человек. Для сравнения: американские авиакомпании в год перевозят более 600 млн человек, и этот показатель постоянно растет.

Первый заместитель министра транспорта и глава Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) Александр Нерадько считает, что пассажиропоток не растет из-за низкой покупательной способности населения и постоянно увеличивающихся тарифов. Дотировать авиаперевозки, по мнению чиновника, компании не в силах - в противном случае резко снижается безопасность полетов. Что ж, замминистра отчасти прав - хотя реальные доходы населения за прошлый год выросли на 15%, цены на авиабилеты российских компаний увеличились за тот же период в полтора раза (с начала этого года примерно на четверть). В осн

У партнеров

    «Эксперт»
    №34-35 (247) 18 сентября 2000
    Средний класс
    Содержание:
    Вернем родину себе и детям

    Наброски к манифесту среднего класса

    Компании
    На улице Правды
    Реклама