Налетай, помолодело

Юлия Попова
13 ноября 2000, 00:00

Девятый антикварный салон открыл перед любителями старины новые горизонты

Антикварный салон - для тех, кто не прочь обзавестись стариной, но ленится слоняться от одной галереи к другой. Уже четыре года осенью и весной галереи сами слетаются на Крымский вал в Центральный дом художника. В этом году салон так разросся, что в ЦДХ пришлось снести стенку, чтобы расширить зал. И разросся он не только за счет привычных символов старины - золоченых часов с амурами, гарднеровского фарфора и Айвазовского. Физиономия антиквариата приобрела некоторые европейские черты и решительно помолодела.

На западном фронте

"Ох, как мало на наших антикварных просторах западной старины, ох, как мало", - под эти причитания открывался каждый Антикварный салон, в том числе и нынешний, девятый. Хотя на этот раз было чему порадоваться - галерея "Старые мастера" показала коллекцию голландской жанровой живописи XVII-XVIII веков. Правда, сами голландцы не продавались, а, скорее, служили приманкой для тех, кто хотел бы устроить филиал Пушкинского музея у себя дома. А для этого сейчас самое время: цены на старую европейскую живопись у нас сейчас составляют в среднем лишь 40-50% от их стоимости на западном антикварном рынке. Почему? Все по той же причине - мало западной живописи, не привык к ней покупатель. Вот и хозяин "Старых мастеров" Михаил Перченко не видит смысла сегодня продавать свои полотна дороже 30-50 тысяч долларов. Но продлится это, по мнению антиквара, недолго - лет десять. За это время рынок западного искусства насытится, и цены сравняются с мировыми. Так что заинтересованным следует поторопиться.

Наше новое "всс"

Европа на Девятом антикварном не только старая, но и весьма недавняя. Французская галерея Art Deco привезла к нам мебель этого супермодного нынче стиля.

Стиль ар-деко получил название по Международной выставке декоративных искусств (arts decoratives) и художественной промышленности, прошедшей в 1925 году в Париже. Дизайнеры, работавшие в этом стиле, не считали, что современное должно непременно быть антибуржуазным, и пеклись о комфорте и изяществе; они помнили о том, что авангард упростил все линии, но делали их красивыми. В результате получалось, как теперь принято говорить, "стильно". Ко второй мировой войне ар-деко сошел на нет, но в 70-е о нем вновь заговорили. В ноябре 1972 года на мебельном аукционе в Париже цены на вещи ар-деко внезапно подскочили до небес - это было началом настоящего бума. В 90-е годы мода добралась до Америки. Скоро, видимо, и у нас начнется эпидемия.

На кого сегодня рассчитывают французские продавцы мебели ар-деко у нас? Пока лишь на тех, кто держит нос по ветру по долгу службы - оформляет интерьеры. Вот пример. Вернулись в Россию люди из-за границы и украшают свое жилище. Там, откуда они приехали, ежу понятно, что ар-деко - это то, что надо. Хотели что-нибудь прикупить во Франции, ан нет: все уже вывезли американцы. А там бум, цены выше крыши, да и одна перевозка из другого полушария чего стоит.

Одно спасение - французская галерея Art Deco открыла свой филиал в Москве. Пока у ворот галереи не выстроилась многоязычная очередь, стоит приглядеться. Столовая, то есть обеденный стол со стульями, буфет, два журнальных столика, светильник, статуэтка и два витража шли на салоне за 32 тыс. у. е. - то есть чуть дешевле, чем один диван времен русского ампира. Того и гляди, за ар-деко в Москву скоро из Европы начнут ездить.

Советское значит старинное

Но о вкусах, как говорится, не спорят. Кому - ар-деко заморское, кому - свое, незабвенное. Для тех блаженных, для которых советская власть что ампир, седая старина, на нынешнем антикварном салоне есть на что посмотреть.

Речь не о русском авангарде: он уж давно во всем мире полноправный антиквариат. Речь о соцреализме, который все настойчивее протаптывает себе тропинку к сердцам любителей старины. По правде сказать, старина эта не для слабых духом. Заглянул, к примеру, на Антикварный салон человек, которому на искусство не жалко шестисот долларов. Если он слабохарактерный нытик, то пусть купит себе небольшую акварельку малоизвестного русского художника рубежа веков или гравированную географическую карту. Но если он настоящий мужчина, он потратит их на красно-белое напоминание "Всеобщее военное обучение - залог победы".

Да что там какой-то пожухлый советский плакат. Двух дней не провисела на салоне размашистая копия шедевра, известного в народе как "Два вождя после дождя" ("Сталин и Ворошилов в Кремле") академика живописи Александра Герасимова - купили. Надо, надо было эту копию сразу включить в топ-лист Девятого антикварного, потому что это - полный топ, в том смысле, что дальше некуда. Стоимость шедевра и личность любителя совстарины хранятся в тайне. И правильно, товарищи антиквары должны соблюдать конспирацию.

В общем, антиквариат удивительно помолодел, пора повнимательнее присмотреться к домашним вещам. Может, что-нибудь и сгодится для весеннего салона.