От первого Рима - Третьему

Культура
Москва, 04.12.2000
«Эксперт» №46 (258)

Нет лучше способа отметить вклад итальянцев в отечественную культуру, чем почтить итальянских зодчих, строивших у нас в разные времена. Это и сделали в Государственном музее архитектуры им. А. С. Щусева, открыв выставку "Итальянские архитекторы для России XV-XX вв.". И в самом деле, история нашей архитектуры полна итальянскими именами - от Аристотеля Фьораванти, строителя Успенского собора Московского Кремля, до Карло Росси, завершившего превращение Петербурга в великолепный ансамбль. А начиналось вот с чего. Пала под натиском турок Византийская империя. Московский князь Иван III, озабоченный преемственностью от Византии, стал искать невесту среди родни последнего императора. Обнаружил он византийскую принцессу Софью Палеолог в Италии, где та нашла прибежище. Вслед за ней в составе дипломатических миссий все чаще и чаще в Москву с Апеннин стали приезжать и зодчие. Именно они превратили обветшавший Кремль времен Дмитрия Донского в краснокирпичную крепость, соответствовавшую требованиям самой передовой фортификации того времени, возвели в Кремле два лучших собора, колокольню Ивана Великого, а заодно и кремли-крепости в Коломне, Туле, Зарайске и других российских городах. Во времена Ивана Грозного строителей-итальянцев поубавилось. Зато начиная с Петра I российские правители с удвоенной охотой стали приглашать их на службу. Из столь любимой им Дании вызвал Петр итальянца Доменико Трезини, и тот, подобно мастерам при Иване III, начал с фортификации -. заложил первые укрепления Кронштадта, прозванные позже "российскими Дарданеллами", и выстроил Петропавловскую крепость с ее собором. За ним последовали другие его соотечественники, которые не покладая рук трудились, как выразился строитель Зимнего дворца в Петербурге Бартоломео Растрелли, "для единой славы всероссийской". И так строители-итальянцы полюбились русским правителям, что императрица Екатерина II писала одному из своих баронов: "Хотела бы двух итальянцев, поскольку у нас есть французы, которые слишком много знают и строят дурные дома". Одним из тех двух стал уроженец Бергамо Джакомо Кваренги, без чьих строгих портиков невозможно представить себе северную столицу. Он же, кстати, стал победителем первого, проведенного сразу после Отечественной войны 1812 года, конкурса на проект храма Христа Спасителя в Москве (тогда еще его хотели сооружать на Воробьевых горах). Итальянцы привезли к нам не только новые архитектурные формы и строительное мастерство, но и культуру архитектурного чертежа, и моду запечатлевать свои проекты в гравюрах и макетах. Их великолепие и можно оценить на выставке.

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (258) 4 декабря 2000
    Бизнес и власть
    Содержание:
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама