Нет лучше способа отметить вклад итальянцев в отечественную культуру, чем почтить итальянских зодчих, строивших у нас в разные времена. Это и сделали в Государственном музее архитектуры им. А. С. Щусева, открыв выставку "Итальянские архитекторы для России XV-XX вв.". И в самом деле, история нашей архитектуры полна итальянскими именами - от Аристотеля Фьораванти, строителя Успенского собора Московского Кремля, до Карло Росси, завершившего превращение Петербурга в великолепный ансамбль. А начиналось вот с чего. Пала под натиском турок Византийская империя. Московский князь Иван III, озабоченный преемственностью от Византии, стал искать невесту среди родни последнего императора. Обнаружил он византийскую принцессу Софью Палеолог в Италии, где та нашла прибежище. Вслед за ней в составе дипломатических миссий все чаще и чаще в Москву с Апеннин стали приезжать и зодчие. Именно они превратили обветшавший Кремль времен Дмитрия Донского в краснокирпичную крепость, соответствовавшую требованиям самой передовой фортификации того времени, возвели в Кремле два лучших собора, колокольню Ивана Великого, а заодно и кремли-крепости в Коломне, Туле, Зарайске и других российских городах. Во времена Ивана Грозного строителей-итальянцев поубавилось. Зато начиная с Петра I российские правители с удвоенной охотой стали приглашать их на службу. Из столь любимой им Дании вызвал Петр итальянца Доменико Трезини, и тот, подобно мастерам при Иване III, начал с фортификации -. заложил первые укрепления Кронштадта, прозванные позже "российскими Дарданеллами", и выстроил Петропавловскую крепость с ее собором. За ним последовали другие его соотечественники, которые не покладая рук трудились, как выразился строитель Зимнего дворца в Петербурге Бартоломео Растрелли, "для единой славы всероссийской". И так строители-итальянцы полюбились русским правителям, что императрица Екатерина II писала одному из своих баронов: "Хотела бы двух итальянцев, поскольку у нас есть французы, которые слишком много знают и строят дурные дома". Одним из тех двух стал уроженец Бергамо Джакомо Кваренги, без чьих строгих портиков невозможно представить себе северную столицу. Он же, кстати, стал победителем первого, проведенного сразу после Отечественной войны 1812 года, конкурса на проект храма Христа Спасителя в Москве (тогда еще его хотели сооружать на Воробьевых горах). Итальянцы привезли к нам не только новые архитектурные формы и строительное мастерство, но и культуру архитектурного чертежа, и моду запечатлевать свои проекты в гравюрах и макетах. Их великолепие и можно оценить на выставке.
Эксперт №46 (258)
4 декабря 2000 - 11 декабря 2000 В номере: Тема недели Разное Обзор почты Русский бизнес Международный бизнес Экономика и финансы- Трубная интервенция
- Тарифы должны стать уравновешенными
- Восходящий полумесяц
- Требуется кредитный архивариус
- Выиграли войну, проигрываем мир
- Скандал во дворце Хофбург
- Двойной удар
- Безопасность регионов и от регионов
- В России открылось окно
- Фестиваль двусторонних встреч
- Барак наносит ответный удар
- Бартер: купирован, но не уничтожен
- Boeing инвестирует в мозги
- В секторе ГАЗа все спокойно
- Чукотский "Титаник"
- Касьянов в Берлине договаривался с Парижским клубом
- Новости торговли с США
- Кто кого не любит
- Бремя зависимости
- Российский средний класс насыщен Интернетом
- Украинский выбор: между Ющенко и Лукашенко
- Италия нас поддержит
- Шлагбаум опускается
- Багдад ищет союзников
- Балканский синдром
- Композитор-убийца
- Гостья из Уффици
- Джаз на лебединых крыльях
- Там вдали за рекой загорелись огни
- От первого Рима - Третьему
- С мечтами, но без иллюзий