Частный шурф

Российская золотодобыча развивается вопреки препонам со стороны государства

Российская золотодобыча постепенно выходит из многолетнего спада. За прошлый год добыто около 145 тонн золота - это лучший результат за последние пять лет. В наступившем году объем добычи как минимум не снизится - планируется добыть не менее 146 тонн. Правда, представители отрасли оговариваются, что это станет возможным, если не произойдет многократного роста тарифов на электроэнергию, не последуют "резкие" решения правительства РФ или не случатся еще какие-нибудь катаклизмы. Отрасль остается весьма уязвимой для любых внешних воздействий, и подъем может прекратиться в любой момент.

На грани краха

В период рыночных реформ золотодобывающая промышленность оказалась в весьма сложном положении. Правительство, с одной стороны, отказалось от государственной поддержки золотодобывающих предприятий, с другой - не позволяло отрасли переходить на рыночные отношения по причине ее стратегической важности. В итоге с 1995-го по 1998 год отрасль балансировала на грани полного краха: большинство золотодобывающих предприятий были убыточными, а объемы добычи драгоценного металла сокращались, составив в 1998 году лишь 114 тонн.

Ситуация начала улучшаться лишь после августовского кризиса 1998 года. Девальвация рубля дала возможность золотодобытчикам закупить необходимую технику, оборудование и топливо по ценам значительно ниже мировых, что повысило рентабельность бизнеса. К тому же в золотодобычу наконец-то пришли частные инвесторы. "После дефолта у банков не осталось финансовых инструментов, с помощью которых они могли бы зарабатывать деньги, и вкладывать средства в золотодобычу стало выгодно", - объясняет начальник управления отпуска, расчетов и ценообразования Гохрана России Валерий Гончаров. В результате объемы добычи и производства золота начали расти, а средняя рентабельность золотодобывающих предприятий выросла до 8%, что совсем не плохо даже по мировым меркам. Если бы так шло и дальше, Россия имела бы все шансы подняться с шестого места по уровню золотодобычи в мире, которое она занимает сегодня после ЮАР, США, Канады, Австралии и Китая. "Можно с уверенностью прогнозировать, что рост добычи и производства золота в 2001 году составит не менее пяти-семи тонн, - считает Валерий Гончаров. - Таким образом, объем производства может увеличиться до 150 тонн. Мы надеемся, что Россия в ближайшем будущем сможет занять свое четвертое место по добыче и производству золота, как это было десять лет назад".

С чистого листа

Эти надежды тем более обоснованны, что девальвация рубля стала важной, но далеко не единственной причиной роста золотодобычи. На наш взгляд, гораздо важнее изменение менталитета золотодобытчиков: после кризиса они наконец осознали, что спасение утопающих - это дело самих утопающих. И начали борьбу за выживание своих предприятий. Например, ОАО "Лензолото" (Бодайбинский золотоносный регион, Иркутская область) в 1995 году находилось в бедственном состоянии - достаточно сказать, что сумма его долгов превышала 82 млн долларов. Чтобы спасти предприятие, была проведена структурная реорганизация, в ходе которой из "Лензолота" были выделены одиннадцать дочерних компаний в форме АОЗТ: два по разработке рудных месторождений и девять - по россыпным. "Дочерние предприятия не имели долгов, они начали работать 'с чистого листа', - рассказывает генеральный директор ОАО 'Лензолото' Владимир Кочетков. - Все долги взяло на себя АО 'Лензолото', чтобы работать по их реструктуризации и погашению с кредиторами. А новым предприятиям были переданы лицензии на право добычи золота из недр и техника в аренду. В таких условиях они быстро начали развиваться: уже в первый год дали золото, во второй им свободно давали кредиты, на третий год у них появилась возможность инвестировать в производство собственные средства". Можно, конечно, посочувствовать старым кредиторам "Лензолота", но результат реорганизации говорит сам за себя: при первоначальной квоте в шесть тонн "Лензолото" сегодня добывает больше восьми и в перспективе сможет в течение многих лет добывать в среднем по 8,5-9 тонн драгоценного металла в год.

Обогащение инновациями

Еще один лидер российской золотодобывающей отрасли - артель "Полюс" - выбрал принципиально другой путь развития: внедрение новейших технологий. Месторождение "Олимпиада" в Красноярском крае, на разработку которого артель получила лицензию, было открыто в начале 1980 года, и уже в момент открытия это месторождение стало сенсацией, поскольку содержание золота в руде составляло 10-12 граммов на тонну, (при том, что руды, содержание металла в которых в три-четыре меньше, уже считаются богатыми). Однако ни во времена Советского Союза, ни тем более после его развала никто даже не пытался начать добычу золота. Дело в том, что в руде "Олимпиады" золото намертво соединено с мышьяком и серой, и выделить чистый металл традиционными технологиями практически невозможно. Поэтому "Полюс" начал осваивать технологии нетрадиционные. Сначала артельщики первыми в нашей стране освоили химическое выщелачивание золота из руды. Результат оказался настолько успешным, что "Полюс" быстро выбился в лидеры отрасли и в этом году артельщики добыли 15 тонн золота. Для сравнения можно отметить, что на знаменитом месторождении "Кубака" в Магаданской области, которое сегодня разрабатывается российско-американским СП "Омолонская золоторудная компания", объем производства драгоценного металла составил "только" 14 тонн.

Но это еще не все технологические прорывы "Полюса". Недавно артельщики приступили к освоению "технологии XXI века" - бактериологического выщелачивания. В ЮАР "Полюс" закупил культуру бактерий, которые в процессе своей жизнедеятельности способны расщеплять руду, выделяя чистое золото. Следует отметить, что технологии, осваиваемые "Полюсом", могут существенно изменить экономику всего Красноярского края. Дело в том, что в регионе в течение многих десятилетий искали крупные месторождения золота и не могли найти. Потому что искали кварцевые жилы и россыпи, такие как в Магадане или на знаменитом Клондайке. И только в семидесятых годах выяснилось, что золотоносные месторождения Красноярского края состоят из тех самых сульфидных руд, которыми наполнена "Олимпиада". Мало того, подобных руд в регионе фантастическое количество. Но добывать золото из них научились только сейчас благодаря технологиям "Полюса".

Главный враг - государство

Как это ни странно, российские власти и не думают смягчать драконовский инвестиционный режим, в котором работает отрасль. Более того, плодятся все новые нормативные акты, осложняющие работу золотодобытчикам.

Например, включение информации о запасах месторождений золота в перечень сведений, составляющих государственную тайну, делает невозможным привлечение долгосрочных инвестиций, хотя значение этого "секрета" для безопасности страны весьма условно. А единственным следствием действующего запрета на поиск и добычу золота физическими лицами стал расцвет черного рынка. Огромное количество людей в золотодобывающих районах - Магаданской и Иркутской областях, Якутии - просто не имеет сегодня другого источника существования, кроме незаконного золотого промысла. По оценкам Союза золотопромышленников, на нелегальную добычу приходится примерно 10-15% общего объема. Другими словами, отменив неработающий запрет, правительство вывело бы из теневого бизнеса тысячи людей, а легальные объемы золотодобычи уже в 2000 году составили бы около 160 тонн. К тому же частные геологические изыскания старателей могли бы оказать существенную помощь государственной геологической службе, испытывающей хронический недостаток финансирования.

Еще один пример "заботы" государства о золотодобыче: не удовлетворившись и без того завышенной по сравнению с международной практикой налоговой нагрузкой на золотодобытчиков, правительство РФ весной 1999 года ввело таможенную пошлину на экспорт золота в размере 5%, чтобы "регулировать уровень рентабельности" золотодобывающих предприятий, только-только восстанавливающихся после многолетнего кризиса. Обещали, что пошлина будет отменена через полгода после введения, но она сохраняется до сих пор. Принимая во внимание, что на мировых рынках в течение всего года цены на золото падали из-за распродажи своих золотых запасов Англией, Швейцарией и Бельгией, пятипроцентная пошлина оказывается весьма чувствительной для отрасли, особенно на фоне растущих расходов золотопромышленников на топливо и транспорт. "За 2000 год себестоимость добычи возросла на тридцать процентов, - отмечает Валерий Гончаров. - А таможенная пошлина снижает и без того невысокую доходность предприятий. Заниматься золотодобычей становится просто невыгодно".

Еще один удар правительство нанесло по отечественной золотодобыче в ноябре прошлого года, приняв постановление N884, освобождающее от уплаты НДС и социального налога предприятия инвалидов и другие социально значимые организации, занимающиеся производством ювелирных изделий из драгоценных металлов. Беда в том, что новый документ очень плохо проработан. В нем, в частности, отсутствует четкий перечень налогоплательщиков, для которых отменяются льготы. Это вызвало среди золотодобытчиков настоящую панику. "Мы опасаемся, что налоговые инспекции поймут постановление буквально и выставят претензии к сделкам купли-продажи драгоценных металлов, которые активно заключаются в настоящее время, - сообщил председатель Союза золотопромышленников РФ Валерий Брайко. - Минфин, готовивший это постановление, уже признал наличие в нем ошибки, и теперь требуется в сжатые сроки подготовить новое постановление правительства, иначе авансирование золотодобычи может быть сорвано, что приведет к сокращению добычи золота в России".

Отдельная беда - это получение лицензий на поиск и добычу золота. "Наша заявка на получении лицензии рассматривается уже два года", - жаловался представитель известной золотодобывающей компании "Баринг голд" на проходившей летом конференции, посвященной привлечению инвестиций в минерально-сырьевой комплекс Красноярского края. Между тем во всех странах СНГ давно уже действует упрощенный порядок лицензирования золотодобычи, благодаря которому горнодобывающие компании Казахстана, Узбекистана, Киргизии привлекают такие объемы иностранных инвестиций, которые нашим добытчикам и не снились. А в России чиновничий беспредел приводит к бегству инвесторов.

За последние пять лет число иностранных золотодобывающих компаний, действующих в России, сократилось в два раза - с 18 до 9. Из крупных иностранных компаний, работающих в России, сегодня можно назвать лишь три канадских фирмы - это Kinross Gold Corporation, контролирующая 50% акций ОАО "Омолонская золоторудная компания", Bema Gold Corporation, участвующая в финансировании строительства рудника на месторождении "Джульетта" в Магаданской области и PanAmerican Silver, держатель 20% акций в имущественном комплексе месторождения "Дукат".

Между тем иностранные инвестиции России необходимы для освоения новых рудных объектов. Наша страна сегодня занимает второе место в мире после ЮАР по количеству золота, находящегося в месторождениях (16 тыс. тонн), но не может осваивать эти богатства из-за нехватки средств, технической и технологической отсталости производства, изношенности фондов: бульдозеры, экскаваторы, транспортеры, погрузочные машины находятся в полуразрушенном состоянии, поскольку на их починку просто не хватает денег.

Существенно облегчить проблему привлечения иностранных инвестиций могла бы разработка новых месторождений на принципах раздела продукции. Однако после громких выступлений правительства по этому вопросу и обещаний главы Минэкономразвития Германа Грефа в течение двух месяцев подготовить все необходимые поправки к законодательству все опять затихло, и вопрос об СРП снова повис в воздухе.