Картели пока не страшны

Сергей Цухло
5 марта 2001, 00:00

Развитие конкуренции в российской промышленности сильнее всего тормозят непрозрачность и удаленность рынков сырья и сбыта, а не ценовые сговоры производителей

Какие из факторов конкуренции, вошедших в российские нормативные документы, реально формируют конкурентную среду? Эта проблема, несмотря на свою актуальность, практически не исследовалась. В декабре 2000 года вопрос о факторах конкуренции был задан руководителям промышленных предприятий, участвующим в регулярных конъюнктурных опросах ИЭПП. Влияние каждого из факторов на агрегатный уровень конкуренции было предложено оценить по направлению (усиливает, ослабляет) и силе (влияет существенно, умеренно, незначительно, никак, сложно оценить). На вопросы анкеты ответили более 900 руководителей предприятий. Полученные результаты четко указывают на приоритеты конкурентной политики в российской промышленности.

Во-первых, основной помехой для развития конкуренции производители считают проблему поиска поставщиков и потребителей на новых рынках сбыта. Предприятия предпочитают иметь дело с проверенными поставщиками и потребителями, а общедоступная информационная инфраструктура на рынках промпродукции еще не создана.

Во-вторых, существенным препятствием, по мнению руководителей предприятий, являются высокие транспортные издержки. Особенно чувствительны они в промышленности строительных материалов, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и металлургической отраслях. Снижение негативного влияния этого фактора в значительной степени зависит от действий правительства в области тарифной политики и реструктуризации транспортной инфраструктуры.

Самое умеренное негативное влияние на уровень конкуренции оказывает степень концентрации производства. Причем в легкой и пищевой отраслях, а также в стройиндустрии степень концентрации производства оказывает скорее позитивное, нежели негативное воздействие на конкуренцию. Избыточная концентрация производства определенно негативно сказывается на конкуренции лишь в металлургии, химии, нефтехимии и машиностроении.

Самое сильное позитивное влияние на уровень конкуренции оказывает незначительное количество или низкая эффективность договоренностей между производителями о ценовой политике и разделе рынков сбыта. Лидерами в усилении конкуренции из-за нежелания идти на компромиссы с конкурентами оказались металлургия, химия и нефтехимия.

Отсутствие или низкая эффективность административной защищенности рынков сбыта оказалась на втором месте по силе позитивного влияния на уровень конкуренции. Этот фактор имеет положительное влияние на конкуренцию во всех отраслях.

Сложности ухода с рынков (вывода средств) с целью создания производства в более привлекательных секторах занимают третье место по силе положительного влияния на конкуренцию. Однако это обстоятельство вряд ли стоит оценивать позитивно. Действительно, предприятия считают, что в сложившейся ситуации сложно ликвидировать неконкурентоспособное производство. Они вынуждены продолжать выпуск убыточной неконкурентоспособной продукции, тем самым "засоряя" ненужной продукцией рынок и нерационально используя ресурсы. На рынках, куда не может попасть капитал, страдают покупатели, имеющие меньший выбор товаров и производителей и вынужденные платить больше, чем при условии свободного перетока средств.

Высокая удовлетворенность спроса, наличие избыточных мощностей и потенциальных конкурентов, способных быстро вторгнуться на привлекательные рынки, замыкает список факторов, оказывающих положительное влияние на конкуренцию в российской промышленности. Понятно, что появление и существенность этих факторов связаны с сокращением выпуска в постсоветский период, низкой загрузкой мощностей и наличием большого числа предприятий, ищущих рынки сбыта. В отраслевом разрезе высокая удовлетворенность спроса сильнее всего увеличивает конкуренцию в химической и нефтехимической отраслях. Наличие потенциальных конкурентов сказывается в легкой и пищевой отраслях.

Итак, результаты нашего исследования показали, что реальная конкурентная среда формируется главным образом под воздействием факторов, находящихся вне компетенции и зоны ответственности антимонопольного ведомства. Ни высокая удовлетворенность спроса, ни проблемы ухода с рынков, ни наличие потенциальных конкурентов не является результатом деятельности МАП России. Отсутствие ценовых сговоров между производителями также вряд ли может быть признано следствием деятельности министерства, поскольку факт установления таких сговоров - дело крайне сложное и трудоемкое. Единственной заслугой министерства, которую признают и сами производители, является отсутствие административных препятствий между региональными рынками. Негативное же влияние на конкуренцию концентрации производства и транспортных издержек, несомненно, должно стать основной заботой МАП России в ближайшей перспективе.

Материал содержит изложение результатов проекта, поддержка которого была осуществлена Московским общественным научным фондом за счет средств, предоставленных Агентством по международному развитию США (USAID). Точка зрения автора может не совпадать с точкой зрения Агентства по международному развитию или Московского общественного научного фонда.