Неделю назад кредиторы Новокузнецкого алюминиевого завода проголосовали за заключение мирового соглашения, по условиям которого платежи по долгам начнутся не ранее 2021 года. Большинство СМИ без достаточных оснований представили этот факт как очередной удар, который "Русский алюминий" нанес "Микому", бывшему владельцу завода и одному из крупнейших кредиторов НкАЗа, а также его главе Михаилу Живило.
На первый взгляд это похоже на правду. Ведь структуры Живило подали в американский суд иск, в котором обвиняют акционеров "Русала" в том числе и в незаконном банкротстве НкАЗа. Владельцы "Русала" поэтому явно заинтересованы в быстрейшем разрешении конфликтной ситуации на НкАЗе и в снятии тем самым с себя любых заочных обвинений. Ну, а "нарисовать" в свою пользу кредиторскую задолженность и сподвигнуть остальных кредиторов на мировую для компании, реально управляющей НкАЗом, кажется делом техники.
И тем не менее эта версия, скорее всего, ошибочна. Во-первых, реестр кредиторов в определенный момент фиксируется, и увеличить свой пакет кредиторской задолженности можно лишь в судебном порядке, да и это сделать не просто (достаточно вспомнить многомесячные судебные тяжбы "Кузбассэнерго" за признание задолженности перед ней НкАЗа). Это значит, что "Русал" установил над кредиторкой реальный контроль. Во-вторых, интерес для компании, в чью пользу идет внешнее управление, представляет именно наличие контрольного пакета кредиторки, а не мировое соглашение. Мировое же соглашение - первый шаг на пути вывода предприятия из процедуры банкротства. И вот тут "Русский алюминий" явно рискует.
Мировое соглашение, утвержденное кредиторами, означает, что во власть на НкАЗе скоро вступит обладатель контрольного пакета предприниматель Григорий Лучанский. Но последний является промежуточной фигурой, связанной рядом условий одновременно как с продавцом - "Микомом", так и с конечным покупателем - "Русалом". И несмотря на то что г-н Лучанский лоялен к владельцам "Русала" как к бизнес-партнерам, на какие шаги он пойдет в данной ситуации (например, будет ли он торговаться о повышении продажной цены), пока не ясно.
То есть "Русский алюминий", выводя НкАЗ из процедуры банкротства и не имея при этом в своих руках контрольного пакета акций, рискует либо потерять комбинат, либо понести существенные дополнительные расходы. Такие странные действия владельцев "Русала" могут свидетельствовать об их готовности скорее пойти на мировую с Живило, нежели о планах нанести ему смертельный удар.