Трубы и независимость

Экономика и финансы
Москва, 02.04.2001
«Эксперт» №13 (273)

К концу 2001 года в России закончится реализация трех важных нефтепроводных проектов. Во-первых, строительство собственных трубопроводов изо всех сил форсирует "Транснефть". Во время двухдневной поездки по трубопроводным стройкам вице-премьера Виктора Христенко президент "Транснефти" Семен Вайншток поручился, что до конца года будет запущена первая очередь Балтийской трубопроводной системы (пропускная способность - 12 млн тонн нефти в год), а обходная ветка трубопровода вокруг Украины на участке Суходольная-Родионовская, в котором первые две трубы были сварены непосредственно в присутствии Христенко, будет готова уже к концу лета. Оба проекта реализуются с существенным опережением графика. Сразу же после сварки шва вице-премьер осмотрел первый на территории России независимый от "Транснефти" трубопроводный проект КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), в котором правительству России принадлежат 24% акций. На прошлой неделе КТК приступил к заполнению первого участка нефтепровода Тенгиз-Новороссийск; закончить же строительство системы участники предполагают также к концу 2001 года.

Завершив эти проекты, Россия сможет решать колоссальные геополитические задачи: КТК поможет привлечь большие транзитные объемы казахской нефти, ветка Суходольная-Родионовская облегчит переговоры с Украиной не только по экспортным квотам, но и по газу, а с помощью БТС Россия сможет влиять на ценовую политику соседних прибалтийских стран, где находятся важные для России порты Вентспилс и Бутинге. "Главное, что с помощью этих проектов Россия обретет искомую энергетическую независимость, - говорит аналитик компании 'Тройка Диалог' Валерий Нестеров. - Располагая собственными экспортными возможностями, мы будем способны влиять на решение очень многих проблем в наших взаимоотношениях с соседями, а также продемонстрируем им, что способны решать их жестко и быстро".

Год назад "Транснефть" завершила проекты строительства обходного нефтепровода вокруг Чечни, модернизации и увеличения пропускной способности Новороссийского порта, а нефтяная компания "ЛУКойл" приступила к строительству собственной экспортной инфраструктуры на севере России с портом в Варандеях.

"Благодаря строительству новой транспортной инфраструктуры и учитывая, что добыча нефти в России, как планируется, вырастет до 400-450 миллионов тонн, в 2005 году экспорт нефти может составить вместо 143 миллионов тонн, которые Россия прокачала в прошлом году, порядка 220 млн тонн", - говорит аналитик компании "НИКойл" Геннадий Красовский.

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (273) 2 апреля 2001
    Изменения в правительстве
    Содержание:
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Культура
    Реклама