ЧП и демократия

9 апреля 2001, 00:00

Госдума в минувшую среду приняла во втором чтении законопроект о чрезвычайном положении, внесенный Владимиром Путиным в июне прошлого года вместе с тремя другими законами, направленными на укрепление вертикали власти. Тогда документ был принят в первом чтении, но на его доработку потребовалось девять месяцев. 130 поправок, внесенных депутатами, смягчили слишком жесткий президентский документ.

Законопроект устанавливает основания и порядок введения на всей территории России или в отдельных ее регионах чрезвычайного положения. Причинами могут стать экстремальные ситуации социально-политического и криминогенного характера (массовые беспорядки, неповиновение властям, теракты, попытки насильственного изменения конституционного строя и т. д.), а также техногенные и экологические катастрофы, в том числе эпидемии и эпизоотии. ЧП вводится указом президента, который затем в течение 72 часов утверждается Советом Федерации, на срок до тридцати дней по всей стране и до шестидесяти дней в отдельных регионах. По истечении этого времени ЧП считается прекращенным или продлевается, опять-таки указом президента.

При чрезвычайном положении Госдума и Совет Федерации продолжают свою работу, а оперативное руководство силами и средствами органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, обеспечивающих режим ЧП, осуществляет Совет безопасности РФ. Законопроект устанавливает меры, применяемые в условиях ЧП: введение комендантского часа, запрет на проведение выборов и референдумов, ограничение свободы СМИ, приостановление деятельности партий и объединений, препятствующих органам госвласти в устранении причин ЧП. По этому пункту было много споров. Он соответствует международным нормам, утверждают авторы проекта. В законе есть отдельная статья, по которой исполнительная власть в случае ЧП должна в трехдневный срок проинформировать генеральных секретарей ООН и Совета Европы об ограничениях прав и свобод на территории ЧП, если последние содержат отступления от международных стандартов. По настоянию депутатов из комитета по безопасности деятельность партий и объединений, "препятствующих устранению причин, вызвавших ЧП", только приостанавливается на это время. Речь об их роспуске не идет, хотя в первом варианте такое положение имелось. В кремлевском варианте граждан, задержанных в комендантский час без документов, имели право держать в СИЗО до тридцати суток. Депутаты сократили этот срок до трех суток.

Но самая значительная поправка - это лишение президента права единолично назначать и увольнять генпрокурора во время чрезвычайного положения (в варианте, предложенном Путиным, это допускалось). Согласно нынешнему варианту, кандидатуры всех должностных лиц, призванных осуществлять необходимые меры в условиях ЧП, а также полномочия соответствующих госорганов должны проходить обязательное утверждение в Совете Федерации.

В тот же день был избран новый лидер думской фракции "Единство". Им стал Владимир Пехтин, который руководит думским комитетом по собственности. "Медведь" в очередной раз продемонстрировал партийную дисциплинированность: Пехтин был выбран за пятнадцать минут, причем единогласно. Перед этим Борис Грызлов заявил о поддержке Пехтина, а двое других претендентов свои кандидатуры сняли. Пехтин намерен сохранить "настрой и преемственность" в работе фракции, то есть и дальше следовать президентским курсом. "Мы стоим на государственной позиции и будем на ней стоять", - сказал он.

Прежний руководитель партии и фракции Борис Грызлов, назначенный министром внутренних дел, сложил с себя полномочия председателя политсовета и временно приостановил свое членство в партии, как того требует российское законодательство. Помимо Пехтина, возглавившего фракцию, наследником Грызлова стал его бывший заместитель Франц Клинцевич, который выполняет теперь функции председателя политсовета. В соответствии с уставом, Клинцевич станет полноправным лидером "Единства" только на съезде партии осенью этого года.