За прошедшие две недели больших изменений в курсах основных мировых валют не произошло - некоторая хаотичность динамики валютных курсов отражает общую противоречивость и разнонаправленный характер множества фундаментальных и конъюнктурных факторов, действующих в настоящий момент на рынке, и отсутствие ясных краткосрочных тенденций.
В США отмечено резкое сокращение бюджетного профицита по итогам I квартала 2001 года (календарного), которое произошло как по причине уменьшения налоговых поступлений (из-за падения прибылей компаний), так и вследствие существенного увеличения расходов федерального правительства. Увеличение госрасходов вместе с сокращением внешнеторгового дефицита стало главной причиной неожиданно высоких темпов роста ВВП в I квартале (2% в годовом исчислении), превысивших как прогнозы, так и показатели IV квартала. Однако на доллар эти же факторы оказывают противоречивое и разнонаправленное воздействие. Например, резкое падение импорта снижает давление на доллар, так как уменьшает зависимость американской экономики от притока иностранного капитала, но одновременно указывает на очевидное сокращение расходов потребителей. Вместе с тем складывается впечатление, хотя риторика американских финансовых чиновников изменилась мало, США готовы на некоторое время отойти от политики сильного доллара.
Несмотря на благоприятную макроэкономическую статистику за I квартал, похоже, американскую экономику ждут более тяжелые времена, на что, в частности, указывают данные по рынку труда. В апреле число впервые обратившихся за пособием по безработице было наибольшим со времен рецессии 1990-1991 годов, а число увольнений оказалось рекордным. О том же говорит последний обзор Национальной ассоциации менеджеров по закупкам (NAPM) - индекс производственной активности в апреле практически не изменился по сравнению с мартом, и его значение (43,2) указывает на углубление спада в промышленности. Еще более тревожно резкое падение индекса деловой активности в непроизводственной сфере (до отметки 47,1), означающее, что и сектор услуг вступает в фазу рецессии.
Неопределенным образом складываются и факторы, влияющие на курс евро. Крайне консервативная позиция ЕЦБ и его нежелание идти на смягчение монетарной политики (в то время как центробанки остальных развитых и многих развивающихся стран последовательно снижают ставки в условиях замедления мировой экономики) оказывают негативное краткосрочное влияние на курс единой валюты. Хотя в более долгосрочном плане разрыв в процентных ставках в пользу Европы объективно благоприятствует курсу евро. Однако есть свидетельства наметившегося в апреле усиления инфляционного давления в Европе. По предварительным данным, темпы роста потребительских цен в Германии почти в 1,5 раза превышают целевые значения. А мартовский рост индекса цен производителей в этой стране вообще оказался максимальным за последние 19 лет! Усиление инфляции может компенсировать все выгоды положительного спрэда в процентных ставках, снижая привлекательность вложений в единой валюте. Во Франции, второй по величине экономического потенциала стране континентальной Европы, итоги I квартала в отличие от Германии оказались на редкость успешными. Норма безработицы упала до 8,7%, то есть до минимального уровня с сентября 1983 года. Кроме того, наметилось повышение темпов роста ВВП за IV квартал 2000 года. Однако в апреле во Франции впервые зарегистрировано падение индекса производственной активности ниже отметки 50, что может указывать на приближение спада в промышленности. В итоге колебания курса евро происходили в коридоре 0,8855-0,9055 доллара при отсутствии выраженной тенденции.
Замедление экономики Великобритании в I квартале вызвало некоторое снижение курса фунта стерлингов до 1,43 доллара.
Состояние экономики Японии вселяет все больше тревог. Падение промышленного производства в марте составило 2,1% к февралю и 2,9% к марту прошлого года. А всего за I квартал 2001 года оно сократилось на 3,6%. Эти данные, прямо указывающие на новую рецессию в Японии, на некоторое время приостановили развивавшуюся положительную коррекцию курса иены. После их выхода курс иены испытал резкий откат к отметке 124,30 за доллар. Однако вскоре курс опять начал расти. Главной причиной подъема иены на фоне больной экономики стал оптимизм трейдеров в связи со сменой кабинета министров Японии. Большинство аналитиков связывают с новым премьером Дзюньитиро Коидзуми надежды на проведение радикальных структурных реформ и оздоровление банковского сектора. Аналогичное воодушевление охватило и инвесторов на японском фондовом рынке. Индекс Nikkei-225 вплотную подходил к отметке 14500, что в свою очередь оказало поддержку иене, курс которой поднялся до 121 за доллар.
При подготовке рубрики использовались данные информационного агентства "МФД-ИнфоЦентр" и ИК "Церих Кэпитал Менеджмент"