Интервью с Хулио Пиньелом

14 мая 2001, 00:00

Хулио Пиньел, глава представительства небольшой испанской юридической компании Roca. В Москве с 1997 года. Молодой, не очень опытный, почти не работал в Испании. Здесь очень маленькое представительство с небольшими амбициями.

- В чем сложность работы такой компании, как ваша?

- Если сравнивать с другими странами, то вести здесь бизнес сложнее из-за бюрократии.

- В Испании нет бюрократии?

- Есть, но у нас есть "единственное окно", все вопросы можно решать в одном месте. У нас это пока плохо работает, но тенденция есть, в Москве все сложнее. Еще проблема - в Москве сосредоточены и федеральные, и муниципальные органы власти, а они по-разному трактуют законодательство. Сложно работать с банками, потому что для них созданы такие правила, что они требуют очень много бумаг от клиентов. А еще - дороговизна, я вчера говорил с итальянским юристом и рассказывал ему про цену аренды в Москве, и он был в ужасе: в центре Милана и то дешевле.

- Какие у вас, испанского юриста, основные конкурентные преимущества в России?

- Мы по сравнению с другими иностранными юридическими фирмами значительно дешевле. К сожалению, пока многие предприниматели, особенно небольшие фирмы, недооценивают необходимость получения юридической консультации. Многие делают бизнес, как будто никаких правил нет, и обращаются к юристу, только когда у них появляются проблемы.

- А может быть, здесь можно просто дать взятку - и все?

- Я не знаю, но могу полагать, что в России в этом отношении не лучше и не хуже, чем в других развивающихся странах, в той же Латинской Америке. Я с этими вопросами сталкивался относительно редко. У меня есть другое наблюдение, что маленькая коробка конфет стала символом решения проблем. Но она не такая дорогая, чтобы называть это взяткой. Мне кажется, что десять процентов кондитерской индустрии в России работает на это.

- А как с налогами у испанских предприятий?

- У нас в этом плане политика ясна: даже если мы теряем конкурентоспособность, мы будем делать все чисто. В принципе, когда говоришь с головным офисом, все всс понимают, в Испании это было двадцать-тридцать лет назад. И многое зависит от человека. Найти человека в Испании, который поехал бы в Россию, непросто. Ему приходится платить больше, и поэтому, как правило, эти люди более лояльны к компании и не занимаются теневыми схемами. Хотя бывает и такое, что сюда приезжают не очень чистоплотные люди.

- А какие стандартные ошибки делают испанские менеджеры?

- Часто они начинают интересоваться своими контрагентами, когда уже возникают проблемы. На Западе эту информацию легче получить, здесь информация не очень полная, не очень актуальная. Например, появляется двадцать клиентов в разных городах России, все отлично, заключаются договора, а через полгода оказывается, что они не могут платить, причем это бывает и с очень солидными компаниями.

В России законодательство такое и так трактуется, что тебе всегда могут приписать ошибки. На встрече испанских предпринимателей один человек хорошо сказал: когда ты в России садишься за руль автомобиля, ты уже чувствуешь себя виноватым. И это распространяется на очень многие области деятельности.

- От чего надо отказаться испанскому менеджеру, который приезжает сюда?

- Ты должен отказаться от чувства превосходства. Здесь надо быть более осторожным, чем в Испании, но не надо быть очень недоверчивым.

- Почему? Русские менеджеры ведь очень недоверчивы.

- Я убежден: если ты недоверчив все время, это неприятно, зачем ты тогда вообще приехал. Если ты думаешь, что тебя подставят, - это очень тяжело, я так не могу работать. Я часто был очень доверчив и ошибался, я это признаю, но я даже предпочитаю отрицательные последствия постоянной недоверчивости.