Прививка общественному вкусу

Культура
Москва, 21.05.2001
«Эксперт» №19 (279)
На выставке "Арх Москва" архитектура убеждала зрителей, что она - искусство

Решившему делать архитектурную выставку не позавидуешь. Вроде бы архитектура сама по себе - вещь хорошая и интересная, а выставить ее интересно трудно до ужаса. Развесишь по стенкам планы с разрезами, расставишь картонные макетики - скука скукой. Публику (кроме, разумеется, самих архитекторов) палкой на такую выставку не загонишь. Большинство из нас задумываются об архитектуре только тогда, когда собираются снести пару-другую стен у себя дома. Выставки, специально рассчитанные на таких, почему-то сразу скатываются к паркету с унитазами. И там толкучка иной раз бывает большая, но только назвать это художественным событием язык не поворачивается.

В общем, архитектура оказалась на обочине выставочной жизни. Публика сама по себе, архитектура сама по себе. У профессионалов одни критерии того, что хорошо, у всех остальных - другие. Последние годы как только ни ругали новую архитектуру Москвы за безвкусицу и несовременность, а что считается архитектурой со вкусом и какова эта современность - от широкой публики скрывали. Нет, не скрывали, конечно, но и, прямо скажем, не пропагандировали, показывая хорошее в основном на архитектурных междусобойчиках. Сегодня, пожалуй, только "Арх Москву" можно считать событием, значение которого выходит за пределы архитектурного цеха: ни много ни мало, а 10 тыс. человек топтались в этом году вокруг чертежей, макетов и фотографий. Для архитектурной выставки это рекорд из разряда запредельных.

Среди муз

Сказать, что устроители "Арх Москвы" сразу придумали, как сделать из показа современной архитектуры большое событие, было бы враньем. Сначала, в 1996-м, в Центральный Дом художника съехались в основном фирмы, торгующие домашней красотой и уютом. На следующий год к ним присоседился Союз архитекторов Москвы. Хотели показать себя не в профессиональном клубе, каким является Центральный Дом архитектора, а в месте, более привычном для широкой публики, и наконец сказать ей: отечественная архитектура - это не только храм Христа Спасителя.

Совмещались дизайн и архитектура поначалу плохо, потому что уж очень они про разное. Кто заметит плоды архитектурных размышлений на бледных планшетах, если соседний закуток ломится от ковров с канделябрами да аквариумов с каминами. Потому решили - пусть теперь в центре соберутся декораторы интерьеров со своими шторами, а по периметру их окружат плотным кольцом те, кто строит города, дома и те самые квартиры, для которых шторы. Главное - строго сказать первым, что они не на строительном рынке у Московской кольцевой автодороги, а вторым - что они не на производственном совещании. Пришли в Дом художника - будьте любезны вести себя художественно. В результате первые здорово усовершенствовали свои экспозиции, а вторые решили доказать, что сегодняшняя архитектура - это настоящее искусство, как живопись, скульптура, видео-арт, в конце концов. Получилось логично. Вот вам диваны, светильники, коврики со шторками. Если вы их в магазине купите, то просто прибарахлитесь, а если на "Арх Москве" - то впишитесь в

У партнеров

    «Эксперт»
    №19 (279) 21 мая 2001
    Курилы
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    Наука и технологии
    Книги
    На улице Правды
    Реклама