Долгожданная дуополия

Елена Рыцарева
28 мая 2001, 00:00

В Санкт-Петербурге МТС постарается не повторить своих московских ошибок

Крупнейший российский оператор мобильной связи АО "Мобильные телесистемы" (МТС) завершил сделку по покупке 100% акций компании "Телеком ХХI", владеющей лицензией на оказание услуг сотовой связи в стандарте GSM на всем Северо-Западе России. В Петербурге, где уже несколько лет царствует оператор "Северо-Западный GSM" (сейчас у него 70% рынка), должна наступить долгожданная дуополия. Петербуржцы ожидают этого момента с надеждой на низкие тарифы, а аналитики замерли в ожидании интересной конкурентной борьбы.

МТС снова догоняет

За 50 млн долларов (такова цена "Телеком XXI") МТС досталась лишь лицензия, правда, обеспеченная частотами (шириной 6 МГц в диапазоне 900 МГц и 12 МГц в диапазоне 1800 МГц) и примитивная сеть: коммутатор и пятнадцать базовых станций, едва накрывающих центр города.

Примерно такие же активы были у МТС в Москве в 1994 году. Тогда с пятнадцатью базовыми станциями и коммутатором на 10 тыс. абонентов компания смело вышла на столичный рынок. И это, как признается сейчас президент МТС Михаил Смирнов, было неправильно. Со слабой сетью компания сразу создала себе отрицательный имидж и потом, даже уже имея внушительное покрытие, долго догоняла конкурентов: МСС и "Вымпелком". Стать лидером МТС удалось лишь в прошлом году.

В Питере компания не собирается повторять московских ошибок. Коммерческая эксплуатация сети должна начаться в ноябре-декабре, к этому времени МТС планирует установить 120 базовых станций и коммутатор на 100 тыс. абонентов, уверенно покрыть весь город и дорогу до Москвы.

"Северо-Западный GSM" сейчас имеет в Петербурге и области в два раза больше базовых станций, чем МТС собирается построить к концу года. Однако МТС планирует выйти на рынок зимой, когда ни о каких дачах речи быть не может, так что разница в качестве областного покрытия до лета 2002 года не будет давить на новичка. Главным козырем в борьбе за абонентов станет не количество базовых станций, а маркетинг.

На пресс-конференции, состоявшейся в Петербурге на прошлой неделе, г-н Смирнов приоткрыл планы компании по завоеванию рынка. МТС принесет в Питер сразу весь "московский" пакет: бесплатное подключение, посекундная тарификация со второй минуты разговора, льготные ночные часы, аппараты только по себестоимости или даже с небольшой дотацией. Изюминкой МТС будут, конечно, льготные тарифы на внутрисетевой роуминг. То есть стоимость минуты разговора для московских абонентов МТС, приезжающих в Питер, и для питерских, навещающих столицу и окрестности, будет ниже, чем у конкурентов. Смирнов обещал также льготные международные звонки.

На пропаганду своих новшеств МТС явно не поскупится. Денег у компании гораздо больше, чем у конкурента. объем инвестиций в северо-западное направление до конца года составит 80 млн долларов, в случае чего МТС может подбросить еще. Ведь средств достаточно: по итогам первого квартала 2001 года чистая прибыль компании превысила 31 млн долларов. На первый взгляд при таком потенциале заявленная Михаилом Смирновым цель - 30-40% питерского рынка - может быть достигнута достаточно быстро. Но, по мнению местных экспертов, к Петербургу не стоит подходить с московскими мерками.

Тонкие питерские моменты

Что может предложить в ответ "Северо-Западный GSM", славящийся своим "холодным" отношением к абонентам? Прямо скажем, его достаточно консервативная тарифная политика весьма обременительна для кошелька: высокая плата за роуминг (10-12 долларов ежемесячно плюс 100 долларов - неснимаемый залог), автоответчик и передачу данных, большой платеж за подключение. "Мы - недобрая компания", - помнится, говорил автору этих строк в конце 1999 года тогдашний директор по маркетингу "Северо-Западного GSM" Андрей Климов. Но в последнее время питерский оператор все-таки заметно "подобрел" и стал активно готовиться к приходу конкурента. Например, компания отменяет плату за роуминг, грозится в начале лета ввести тариф с классическим prepaid (оплатой по карточкам), аналогичный билайновским "коробочкам".

Михаил Смирнов сказал на пресс-конференции, что тарифы в Петербурге сейчас в целом выше, чем в Москве. Однако если рассматривать только стоимость "минутки", то это неверно. Например, тарифный план с "кривыми" одиннадцатизначными номерами (по коду 902), введенный "Северо-Западным GSM" с 1 мая, почти полностью повторяет тариф "Экономный" МТС в Москве. Заметим, что до нынешних цен в Москве МТС опустилась после полуторалетней ценовой войны с "Вымпелкомом". В Питере же еще никаких сражений не было.

Вызывает большое сомнение, приведет ли дальнейшее снижение тарифов к росту массового спроса. С одной стороны, сейчас проникновение сотовой связи в Питере составляет 7% (в московском регионе - 15%), и резерв вроде бы велик. С другой стороны, два других игрока питерского сотового рынка, работающие в аналоговых стандартах, уже заигрывали с рядовым потребителем - их цены стали ниже московских, но никакого сотового бума не произошло (на двоих им не удалось набрать более 100 тыс. абонентов).

Есть и более тонкие "питерские" моменты. Сейчас средняя выручка от одного абонента в месяц (так называемый ARPU - один из самых важных показателей у сотовых компаний) у "Северо-Западного GSM" равна примерно 55 долларам, при том что у компании около 330 тыс. абонентов. У МТС такая же средняя выручка была, когда число абонентов перевалило за миллион (сейчас у компании 1,6 млн абонентов, а ARPU - 40 долларов). Следует учесть, что "Северо-Западный GSM" до мая имел только прямые номера и обслуживал только так называемых бизнес-абонентов. В столице же у абонентов МТС с прямыми номерами средний счет и по сей день превышает 90 долларов.

Кроме неопределенности с потенциалом рынка МТС подстерегают и другие трудности. Благодаря тому, что основной акционер компании АФК "Система" близок к правительству Москвы, в столице у нее были льготные цены на присоединение к Московской городской телефонной сети, карт-бланш на развертывание сотовой системы в метрополитене и т. д. В Питере МТС придется закупать номерные емкости у коммерческих операторов, арендовать по рыночным ценам волоконно-оптическую инфраструктуру, платить за аренду каждого места под базовую станцию.

Михаил Смирнов не раз подчеркивал, что выход на рынок Петербурга - самое главное событие для компании в этом году, туда МТС направляет средства, сравнимые с расходами на все остальные региональные проекты. Между тем Питер сейчас - второй рынок только по абсолютным количественным показателям. Если сравнивать темпы роста, то и на Кубани, и в Новосибирске, и на Урале они выше. С начала года, по данным аналитической компании J`son & Partners, "Кубань GSM" увеличила абонентскую базу на 44%, самарский СМАРТС - на 37%, "Сибирские сотовые системы-900" (Новосибирск) - на 52%, казанский "ТАИФ-Телком" - на 61%, а "Северо-Западный GSM" - только на 21%. В такой ситуации тратить 130 млн долларов на Северо-Запад, при том что Минсвязи грозится выдать еще одну лицензию GSM в Петербурге, - серьезный риск.