Мать родная

Валерия Селиванова
2 июля 2001, 00:00

Пять российских туристических компаний объединились, чтобы сделать Волгу самой популярной и прибыльной рекой в России

Сразу пять поволжских компаний: "Самараинтур" (Самара), "Роза ветров-НН" (Нижний Новгород), "Европа-тур" (Тольятти), "Ювента-тур" (Саратов) и "Волга-тур" (Ульяновск) - объединились, чтобы создать межрегиональное туристическое агентство "Большая Волга". Идеологи объединения хотят сделать родное Поволжье таким же популярным у туристов, как Санкт-Петербург, "Золотое кольцо" или Сочи. Если им удастся предложить рынку пристойный продукт, население сойдет с ума, узнав, что в России есть река Волга, а прибыли компаний возрастут в десятки раз.

Открытие Волги

Волга, как ни странно, все еще впадает в Каспийское море. Протяженность крупнейшей реки Европы - 3500 км, а площадь ее бассейна - 1,360 млн км2. Волга принимает в себя более 200 притоков. Самые крупные из них - Кама и Ока. Среди рек, впадающих в замкнутые внутренние водоемы, Волга самая большая в мире. Крупнейшие волжские города - Ярославль, Тверь, Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Волгоград и Астрахань. Но до сих пор от этого турбизнесу проку никакого не было.

Максимум, до чего додумался отечественный предприниматель, - возить граждан по Волге пароходами. Удовольствие это сомнительное. Каждое лето по реке курсируют десятки судов. Тысячи ни в чем не повинных людей, замученных клаустрофобией и водкой, периодически высаживают на пристани и на пару часов загоняют в местную церковь, краеведческий музей и сувенирный магазин. Поволжский туристический бизнес держится еще на умалишенных иностранцах, готовых платить огромные деньги за ловлю осетра под Астраханью, и на российских охотниках, желающих сидеть в камышах, кричать, как утка, и целиться в небесную твердь. Кроме того, вдоль Волги там и сям раскиданы пансионаты, санатории и турбазы. Количество их огромно, состояние - плачевно. Самые преданные их обитатели - плесень, гонорея и диарея, болезнь грязных рук. Плюс граждане, отдыхающие по линии соцстраха с божьей помощью родного завода.

"На самом деле Волга - суперперспективное место с туристической точки зрения, - говорит Сергей Шпилько, президент Российской ассоциации туристических агентств. - Какие Сочи? Какие Багамы? Здесь для русского неторопливого человека - рай. Хочешь загорать и купаться - купайся и загорай. Пляжей больше, чем на всем Черном море, и солнечная погода почти всегда. Кругом лес. Надоело лежать - пойди за грибами. Надоело за грибами - пойди и встреться с прекрасным. Сплошные же памятники истории вокруг. Есть неплохие оздоровительные учреждения. И добираться сюда легко - не Париж же. Нет, я считаю, что Поволжье вполне может стать новым открытием на географической карте мира. С точки зрения туриста, конечно".

Чтобы воспользоваться курортными преимуществами своей родины, "Большая Волга" намерена предпринять несколько шагов. Прежде всего - вложиться в рекламу региона, чтобы создать ему сказочно привлекательную легенду. "Сколько мы хотим потратить на промоушн, я пока говорить не стану, сошлюсь на коммерческую тайну, - говорит Михаил Сегал, президент объединенной компании. - Тем более что реклама не единственный способ изменения ситуации. Мы хотим инвестировать деньги в переподготовку персонала: экскурсоводов, менеджеров по работе с клиентами и так далее. Мы намерены разработать единые стандарты качества обслуживания. Но и это не главное. Главное - мы хотим предложить рынку принципиально новый продукт: недорогой и качественный отдых внутри страны".

Дефицит Дедов Морозов

Как ни странно, осмысленных предложений по отдыху в России практически не существует. "Сейчас намного проще, а иногда и намного дешевле поехать за границу, чем остаться отдохнуть в России, - говорит Виктор Ремизов, директор информационного агентства 'Туринфо'. - Например, вы занятой человек и решили устроить себе отпуск. Так вам сейчас на выбор предложат как минимум десять всевозможных способов уехать в Турцию. Но если вам вдруг приспичит поехать в Саратов, придется помучиться. Куда звонить? Какие варианты? Сколько стоит? Что там вообще есть, в Саратове? Боюсь, что все придется делать самостоятельно".

Такая ситуация объясняется по меньшей мере двумя причинами. Во-первых, сам бизнес на путешествиях в новой России развивался как челночный. Наиболее оборотистые операторы стали приторговывать привозным импортным продуктом - турами, придуманными и скомпонованными иностранными операторами. В Россию были завезены загадочные понятия "трансфер", "пребукинг", "чартер", "ол инклюзив", а вместе с ними сказочное удобство - получить за свои кровные качественные услуги. Родина же могла похвастаться только табличкой "Ключ от душа находится у администратора пятого этажа" и объявлением "Вход в гостиницу только по визитным карточкам".

Несмотря на то что крупнейшие российские туристические компании наподобие "Невы", "Натали-турс" или "Инна-тур" выросли настолько, что под свои цели заранее скупают половину Кипра или Испании, Россия так и не стала им интересна. И это понятно. Рентабельность выездного туризма в России составляет порядка 8-10%. В прошлом году наши компании заработали примерно 270 млн долларов. По данным Всемирной туристической организации, среднемировая выручка приличного агентства с одного отпускника составляет 680 долларов.

Считается, что на внутренний туризм в России до недавнего времени просто не было спроса. Небольшие местные компании, организующие поездки школьников и фабричных рабочих на часовой завод "Чайка", в дом-музей Ленина или санаторий "Надежда", до сих пор имеют мизерные прибыли, в среднем по 15-20 рублей с головы. Более или менее качественные туристические услуги в России можно найти только в регионах, пользующихся спросом у иностранцев, - Санкт-Петербурге или городах Золотого кольца. Однако в масштабах страны - это ничтожно мало.

Тем не менее главное откровение последнего времени - резкое повышение спроса на отдых внутри страны. Лучший тому пример - фантастический успех туристического проекта с Великим Устюгом, объявленным родиной Деда Мороза. После разумных вложений (3,5 млн долларов) богом забытый городок в Вологодской области за два года превратился в туристическую Мекку. Придумав легенду, назначив Деда, построив ему пристойную избушку, одну гостиницу, организовав доставку туристов, местные власти обалдели. Ежегодно смотреть на бородатого человека стали ездить 40 тыс. людей. В течение нескольких недель до и после Нового года в городок приезжает по тысяче туристов ежедневно. У каждого из них в карманах живые деньги, которые им нужно потратить на какие-нибудь глупости. Начались проблемы: туристов физически некуда девать. Мест не хватает.

Нечто подобное решили устроить в Поволжье. "Наша программа рассчитана на три года, - говорит Михаил Сегал. - Пока мы только объединили наши продукты, предлагаем отдыхающим двух- и трехдневные туры по нашим городам. Второй год мы посвятим разработке общих стандартов бизнеса. На третий - приступим к отработке новых маршрутов. Думаю, что к этому времени поток туристов уже увеличится в десятки раз". Сейчас вся поволжская пятерка возит не более 1,5 тыс. клиентов в год. Это очень мало. Компания "Владинвесттур", например, умудряется за такой же период провезти по "Золотому кольцу" 86 тыс. человек.

Пока что в арсенале "Большой Волги" есть с десяток зажигательных и недорогих программ. Скажем, в Самаре туристам показывают набережную, Иверский женский монастырь, вечный огонь, Жигулевские ворота, рассекреченный бункер Сталина и музей "Жигулевского" пива. Обходится это в 3,5 тыс. рублей за все про все. Или вот в Ульяновске: дом-музей, конечно же, Ленина, прогулка по одноименной улице, посещение древних бань плюс экскурсия "Бессмертие подвига" с посещением детского дома, где воспитывался А. Матросов.

Если на всем этом удастся заработать в десятки раз больше прежнего, это уж точно будет бессмертный подвиг.

32 услуги

На пути к Каспийскому денежному морю "Большую Волгу", понятно, ждут неожиданные повороты событий. Прежде всего, не очень ясно, смогут ли предприниматели обеспечить качественное обслуживание большого количества желающих. "В Поволжье есть, конечно, неплохая стартовая база: две-три хорошие гостиницы плюс некоторые приличные турбазы, - рассуждает Сергей Шпилько. - Однако в случае резкого увеличения потока туристов этого просто не хватит. Остается надеяться, что спрос действительно рождает предложение. Возможно, если удастся привлечь клиентов, найдутся и инвесторы, готовые вкладывать деньги в развитие региона. Однако на строительство новых баз размещения потребуется время. Так что сразу предложить туристам европейское качество вряд ли получится".

"Мы лично на счет этого не беспокоимся, - бодрится г-н Сегал. - У нас, например, в Самаре к концу года откроется новая четырехзвездочная гостинца. В следующем году собираются строить 'Холидей Инн'. Думаю, места хватит".

С провинциальными гостиницами, санаториями и турбазами связана еще одна проблема. Дело в том, что управляются они до сих пор по старинке. "У гостиниц в российской провинции вообще не существует внятной и логичной политики ценообразования, - говорит Виктор Ремизов. - Директора испорчены соцстрахом. Всю жизнь они продавали соцстраху восемьдесят-девяносто процентов номеров и никогда не думали о том, как привлечь клиентов с живыми деньгами. Цивилизованный бизнес с турфирмами они практически не ведут, нет привычки. Очень сложно в такой ситуации гарантировать клиенту качество и разумные цены".

"Что значит качественный туристический продукт? - рассуждает Владимир Шаров, генеральный директор туристической компании 'Владинвесттур'. - В него входят как минимум тридцать две услуги: от бронирования билетов, размещения в гостинице до, допустим, выдачи червяков для рыбалки. Этот продукт будет конкурентоспособен только тогда, когда во всей этой цепочке не будет сбоев и узких мест. Например, привозишь ты десять групп - будь добр, обеспечь их нужным количеством экскурсоводов, номеров и автобусов. Если ты не можешь это сделать - лучше вози меньше. Сейчас в "Большой Волге" согласование всех этих моментов только начинается, и им предстоит решать очень много проблем".

"У нас ведь в России как? Все будут сидеть до последнего на печи и лишний раз шевелиться не станут, - говорит Виктор Ремизов. - До тех пор пока не увидят, что у соседей стало вдруг что-то получаться. Только тогда будут делать, как соседи".

Судя по всему, "Большой Волге" придется послужить для соседей таким примером. Возможно, он окажется заразительным. Во всяком случае, уже сейчас коллеги по бизнесу проявляют к проекту интерес. "Мне этот проект нравится, - говорит Владимир Шаров из Владимира. - Мы будем помогать. Вот запланировали в следующем году привезти на Волгу две тысячи иностранных туристов. Пусть отдыхают".