Название немецкого концерна Siemens вызывает разные ассоциации: один вспомнит электрификацию Баварии, другой - турбины и атомные реакторы, третий - мобильный телефон или прибор для диагностики сердечных заболеваний. Каждый окажется прав. Все это - разработки из разных эпох и отраслей, но таков немецкий стиль развития технологий: последовательное присоединение новых технологических кластеров к старым без ущерба для последних.
Большинство направлений работы концерна Siemens были заложены еще в позапрошлом веке. Лишь в 60-х годах ХХ столетия появился компьютерный бизнес и микроэлектроника. Американцы бы за это время в угоду конъюнктуре уже поменяли бы отраслевую прописку сто раз, но не таковы немцы. Они упорно возделывают доставшуюся им по наследству почву (кстати, потомок основателя Петер фон Сименс входит в наблюдательный совет компании).
Сейчас в обороте концерна более четверти приходится на IT-сектор и телекоммуникации, далее следуют системы телеметрии, автоматизации и контроля. Но не менее активно развиваются электроэнергетика, электрификация транспорта, светотехника, полупроводниковое производство и медицина. Нельзя сказать, что Siemens является безусловным технологическим лидером во всех этих направлениях. В телекоммуникациях c выпуском на рынок мобильных телефонов с технологией GPRS Siemens обогнала американская компания Motorola. Ее устройство уже полгода доступно на рынке, а аппарат Siemens, впрочем, как и десятка других производителей, в продажу не поступил. В разработке систем третьего поколения мобильной связи компании тоже предстоит решить массу проблем - здесь пока впереди японцы.
Отдалилась компания и от перспективной атомной энергетики, отдав свои наработки в совместное с французами предприятие Frаmatome ANP. Тем не менее бизнес компании на редкость стабилен. Кризис новой экономики не сильно повлиял на финансовые результаты концерна. Siemens сейчас хорошо держится за счет "старых" отраслей - транспорта, энергетики, систем освещения. И не снижает инвестиции в НИОКР - в прошлом финансовом году они достигли 5,6 млрд евро при обороте концерна 78,4 млрд евро.
О немецком стиле инновационного менеджмента и перспективах различных технологических кластеров "Эксперт" беседует с членом центрального правления концерна Siemens AG профессором Эдвардом Крубасиком и членом правления подразделения корпоративных технологий профессором Клаусом Вайрихом.
- В каких технологических кластерах Siemens чувствует себя сейчас наиболее уверенно и на что собирается делать ставку в ближайшее время?
Э. К.: Ведущую роль для Siemens играют информационные технологии. И не только в обороте, но и во внутренней организации концерна. Главное то, что мы можем внедрять их на всех наших предприятиях из разных отраслей, и от этого получаем выигрыш. Это наше преимущество по сравнению с конкурентами. Не каждая компания, занимающаяся медицинской техникой или транспортом, может похвастаться такой сильной поддержкой со стороны IT-сектора.
Другое очень перспективное направление - специальные физические исследования, в частности системы распознавания изображений и их создания. Для использования этого в медицине нужна специальная физика, связанная с физиологией человека, и мы сейчас уделяем этому особое внимание. Вообще у нас все подразделения активно взаимодействуют друг с другом. Медицинское и информационное ведут разработки в области компьютерной томографии, подразделения транспорта и систем освещения совместно занимаются электрификацией и освещением железных дорог и так далее. Siemens силен именно в комбинации электроэнергетики, электроники, информационных технологий и физики. Отсюда получается огромное количество приложений для бизнеса.
- Самая большая часть оборота Siemens приходится на информационные технологии и телекоммуникации, а здесь сейчас наблюдается явный кризис. Не планирует ли ваша компания сократить затраты на НИОКР в этом направлении?
Э. К.: Несмотря ни на что, информатизация и телекоммуникации - самый быстрорастущий сектор в концерне. Поэтому он автоматически доминирует в нашем бюджете на НИОКР. Поскольку технологический цикл в информационных технологиях становится все короче, интенсивность исследований в этом секторе только растет. Если говорить о концерне в целом, то даже в самые сложные времена расходы на НИОКР - это последнее, что мы будем сокращать.
- Доля продуктов с малым жизненным циклом (находящихся на рынке менее пяти лет) у Siemens все время растет (сейчас она составляет примерно семьдесят пять процентов). Не опасно ли это для финансовой стабильности компании?
Э. К.: Я не думаю, что такое укорачивание технологического цикла приведет к финансовой нестабильности. Потому что многие наши инновации связаны с сетью знаний, которыми Siemens уже обладает, и каждый раз концерн может вытягивать информацию из множества разных сфер. У нашей компании есть большое количество зон стабильности, в то время как у start-up-компаний зачастую только одна технология. И если она не срабатывает - бизнес тонет.
- Есть ли у Siemens какая-то особая технология по "выращиванию" инноваций?
К. В.: Siemens систематически составляет сценарии развития будущих технологий по всем направлениям своей деятельности. Самые важные методы планирования - это так называемый Delphi-метод, основанный на панели экспертов, метод экстраполяции, базирующийся на сегодняшней ситуации, и метод ретрополяции, идущий от экспертной картины будущего к сегодняшнему дню.
Delphi-метод работает так. Например, мы собираем несколько физиков и выносим на обсуждение предположение, что, допустим, в две тысячи двенадцатом году мы будем иметь компьютер со скоростью вычислений сколько-то там бит в секунду. Эти физики в свою очередь связываются со многими экспертами и в итоге выносят вердикт: согласны они с этим утверждением или нет. Они могут сказать, что такая скорость будет достигнута позже или раньше. Все эти ответы обсчитываются, и создается модель будущего. От этого предсказанного будущего мы и производим ретрополяцию к сегодняшнему дню. Но это для долгосрочного планирования. Для краткосрочного лучше подходит экстраполяция от настоящего, впрочем, обычно мы стараемся сочетать эти методы.
Конечно, при любом планировании мы учитываем массу внешних факторов: развитие человека, общества, политику, экономику, технологии, состояние окружающей среды, предсказываем поведение конкурентов. Однако в целом Siemens сейчас склонен скорее не предсказывать, а создавать будущее, ведь если повнимательнее приглядеться к текущей ситуации в мире, то становится понятно, как много требуется инноваций. Например, сейчас в мире скопилось огромное количество информации, она поступает через телевидение, Интернет, другие медиасреды. Однако существуют две нерешенные проблемы. Во-первых, информацию не всегда можно получить в нужный момент. Значит, надо совершенствовать системы доступа, в частности системы мобильной связи третьего поколения. Во-вторых, информацию не всегда можно понять. Люди по-прежнему разговаривают на разных языках, компьютерные системы становятся сложнее, и многим трудно ими пользоваться. Значит, мы должны совершенствовать интерфейс. На этом направлении создаются системы распознавания и синтеза речи, автоматические переводчики, обучающиеся все новым языкам, с этим связаны и системы подавления шума, кодирования радиосигнала и так далее. Недалек тот день, когда при телефонном разговоре с коллегой из Китая мы оба будем говорить на родных языках при помощи электронной системы-переводчика и отлично понимать друг друга.
Мы всерьез ведем разработки и на уровне связки мозг-машина, используя электромагнитную активность мозга человека. Установлено, что различные мыслительные процессы вызывают электрическую активность разных зон коры мозга. Если на человека надеть специальную "шапочку", измеряющую эту активность, то одной лишь мыслью человек может передавать сигналы устройствам. Но пока все эти инновации находятся на исследовательской стадии, нет даже опытных образцов.
- Нейротехнологии - это дело далекого будущего. Давайте "поэкстраполируем": когда в Европе будет реально работать сеть мобильной связи третьего поколения, ведь ни Siemens, ни другие европейские производители пока не представили операторам законченного решения?
Э. К.: В настоящее время все прототипы систем у Siemens имеются. На острове Мэн между Великобританией и Ирландией мы строим тестовую сеть мобильной связи третьего поколения, где будут проверяться все устройства. А когда сети начнут функционировать в Европе, зависит не только от нашей компании, но и от операторов.
- От информатики и телекоммуникаций уже привыкли ждать новинок. А какие инновации могут быть в "традиционных" отраслях вроде энергетики и транспорта?
К. В.: В сфере транспорта немало проблем: трафик растет, возникают пробки, задержки. Это требует все более сложных систем регуляции и контроля. Но главный вызов, конечно, бросает проблема энергообеспечения. Что мы видим сейчас? Огромный рост населения, строительство магистральных энергетических систем за ним не поспевает, значит, надо развивать децентрализованные системы энергоснабжения, так называемые домашние станции. Вспомним парниковый эффект, нарастающее количество углекислого газа в воздухе, запасы органического топлива ограничены и стремительно иссякают. Значит, надо искать альтернативы тепловой энергетике - солнечную, ветряную, водородную, то есть работать с возобновляемыми источниками энергии.
- Пока доля энергии, получаемой из альтернативных источников, в мире не превышает трех процентов.
К. В.: Возобновляемые источники энергии, если исключить ГЭС, сейчас действительно занимают лишь несколько процентов рынка, причем основную роль здесь играет ветер. В первую очередь это вопрос цены, пока такая энергия очень дорога по сравнению с традиционными источниками. Но в тех регионах, где нет сети распределения электроэнергии, эти источники уже играют важную роль. Потому что это дешевле, чем тянуть туда линию электропередачи. Кроме того, рынок электроэнергии растет. Будет количественно расти и производство энергии из возобновляемых источников, а значит, произойдет экономия за счет масштабов и такие технологии будут дешеветь. Но в ближайшем будущем, безусловно, будет доминировать природный газ и парогазовые установки. Только когда газ сильно подорожает, начнут активно развиваться другие технологии.
- А вот что касается децентрализации энергоснабжения, вы действительно верите в то, что будущее электроэнергетики за небольшими "домашними" станциями?
К. В.: Конечно, распространение "домашних" станций не произойдет за один день. Пока эти станции выгодны там, где есть газовая инфраструктура. Если к дому уже подведен магистральный газ, то его можно использовать не только для приготовления пищи, но и для отопления и выработки энергии. Основной предпосылкой к такому распространению децентрализованных систем является то, что вы получаете очень высокую эффективность. Ту электроэнергию, которая вам не нужна, вы можете возвратить в сеть, продать ее. Если много домов вырабатывают энергию, она централизуется и передается в другое место. Мы называем это виртуальной электростанцией.
- Вы почему-то совсем не упомянули об атомной энергетике. А ведь сейчас, после паузы, вызванной Чернобылем и дешевым газом, в мире возвращается интерес к АЭС. Существенно расширяют свои атомные программы США, Франция, Россия. Германия же решила полностью оказаться от АЭС. С точки зрения Siemens это разумно?
К. В.: С моей - нет, но это мое личное мнение.