Тридцатого июня прошло очередное собрание акционеров ОАО "Мечел". Несмотря на пасторальную атмосферу, царившую на собрании, и формальное сохранение позиций значимых фигур прошлого состава совета директоров включая гендиректора Алексея Иванушкина и двух других представителей руководства комбината, его результаты свидетельствуют, что баланс сил в управляющем органе комбината существенно меняется.
Контролировавший весь сбыт и значительную часть сырьевых поставок швейцарский торгово-промышленный гигант Glencore сохранил за собой лишь два места в совете директоров из семи (вместе с их выдвиженцем гендиректором Алексеем Иванушкиным - три), тогда как новый акционер, угольный холдинг "Южный Кузбасс", недавно приобретший 20-процентный пакет акций "Мечела" у одной из дружественных швейцарцам фондовых компаний, расширил свое представительство до четырех человек (в прошлом году в совете директоров был лишь один "кузбасский угольщик").
По мнению Алексея Иванушкина, произошедшие изменения носят "исключительно рабочий характер". По нашей же информации, на комбинате идет процесс постепенной передачи контрольного пакета акций "из рук в руки", от старшего акционера - младшему, причем уже к началу осени возможно юридическое оформление этого факта. Видимо, швейцарские трейдеры "устали от России", и подвернувшийся вариант с "Южным Кузбассом" для них наиболее удачный способ выхода из игры (по крайней мере, куда более безопасный, чем разборки с группой Махмудова-Дерипаски, некоторое время назад пытавшейся "взять нахрапом" "Мечел"). Вложенные в "Мечел" деньги (порядка 200 млн долларов) швейцарцы скорее всего вернули, будучи одновременно главным кредитором и главным сбытовым агентом комбината.
Другой вопрос, зачем нужен "Мечел" "Южному Кузбассу". Для поддержания комбината на плаву необходимо вложить в его техническое перевооружение 150-200 млн долларов, а таких свободных денег у "кузбасских угольщиков" нет и в обозримом будущем не предвидится. Конечно, из этого еще не следует, что "Южный Кузбасс" - случайный попутчик "Мечела", но на роль стратегического инвестора (а именно такой партнер жизненно необходим челябинцам сегодня) он, безусловно, не тянет.