Схема Андреева

Предприниматель из Твери самостоятельно решил проблему государственного масштаба: школы города получили компьютеры, бюджет сэкономил деньги, а его фирма получает прибыль

Тверской предприниматель Алексей Андреев компьютеризировал все городские школы в одиночку, без финансовой поддержки администрации города и области, не потратив на это ни копейки из федеральных миллиардов, и не разорился, а, наоборот, прилично заработал. Если описывать бизнес компании "Андреев Софт" совсем просто, то суть его в том, что подаренное школам оборудование после уроков не простаивает, а работает на пользу Андрееву. Причем дети на этих компьютерах и во внеурочное время не в игрушки играют, как можно было бы подумать, они учатся, только утром они учатся бесплатно, а вечером - за деньги. Простои техники в этой схеме полностью исключены. Так же, как и любое связанное с компьютеризацией школы воровство.

Мы не привыкли рассматривать образование как бизнес, считая и сам процесс, и инвестиции в эту сферу делом сугубо государственной ответственности. Государство, конечно, должно вкладываться в решение этой задачи, и хорошо, что оно об этом вспомнило и выделило два миллиарда рублей на закупку компьютеров для школы (см. "Эксперт" N27 за 2001 год и приложение "Интернет-образование", "Эксперт" N39 за 2000 год). Но мы не привыкли и к тому, чтобы такие суммы из бюджета распределялись честно. И общественность, порассуждав о том, сколько из выделенных денег получит школа, в итоге сошлась примерно на половине, то есть один миллиард из школьных денег, по общему мнению, уж точно украдут - если не на первом этапе, при закупках техники, так потом, когда она будет устанавливаться и обслуживаться в школах. Никаких доказательств этому нет и, надеемся, не появится. Это просто свидетельство степени доверия общества к государству и к бизнесу, решающему проблемы государственной важности. И степень оценки обществом эффективности вложений в образование: считается, что честно заработать на компьютеризации школы невозможно.

Видимо, так считают и многие из тех предпринимателей, кто понимает важность качественного образования для своих детей, кто заинтересован в том, чтобы вырастить свой рынок, приучить к компьютеру будущего клиента и воспитать для себя грамотного работника, - короче говоря, те, кто понимает свою социальную долгосрочную задачу. Они в массовом порядке дарят компьютеры школам и берут на себя труд бесплатно обучать преподавателей. Это у них пиар такой, считает общественность. Это у нас благотворительность, говорят предприниматели. О возможности же прямой и скорой отдачи от вложенных в это дело, очень серьезных порой, денег не говорит никто. А, собственно, почему?

История

"Андреев Софт" работает в Твери уже десять лет, в городе это известная и уважаемая компьютерная компания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что время от времени в приемной Алексея Андреева появлялись ходоки с просьбой облагодетельствовать ту или иную школу. С той же просьбой - подарите нам компьютеры - года четыре назад пришел к нему и учитель информатики школы N50.

- Зачем же я буду дарить? - сказал ему Андреев. - Давайте я бесплатно оборудую вам класс из десяти компьютеров. До обеда вы будете учить детей бесплатно, а после обеда мы будем учить за деньги.

- Давайте игры лучше поставим, - возразила школа. - Учиться желающих не будет, люди бедные, не окупятся никогда ваши инвестиции.

Но Андреев стоял на своем. Игровой центр у компании к тому времени уже был, зал под него арендовали в местном краеведческом музее. Сначала там все шло неплохо, но потом поток игроков стал иссякать: кто-то обзаводился своим компьютером, у кого-то игровой клуб появился поближе к дому. Так и получилось, что в игровом центре понемногу начали учить азам работы с компьютером всех желающих, потом стали рекламировать свои курсы тем компаниям, которым поставляли технику, и обучили таким образом сотрудников многих, в том числе и самых крупных в городе, компаний. Иными словами, образовательными программами "Андреев Софт" к тому времени занималась уже года четыре. Но одно дело работать с бизнес-клиентами и совсем другое - с нищей бюджетной школой: гораздо выше риск.

- Не окупится - через год заберу у вас эти десять компьютеров, - пообещал он преподавателю информатики Михаилу Владимировичу. И тому ничего не оставалось делать, как крутиться. "Он наизнанку выворачивался и до того доагитировал, что у нас в классе стопроцентная загрузка была. Суперзагрузка, такого не бывает!" - вспоминает Андреев.

С первых же недель компьютерной класс школы N50 работал как завод, с 8 утра до 9 вечера, без выходных и перерывов на обед. Через полтора года он полностью окупил себя, и "Андреев Софт" решила попробовать ту же схему еще в десятке школ Твери. Потом начала работать в райцентрах области. Сейчас переговоры идут уже с соседями - с Калугой, Владимиром, Смоленском и Москвой. Кабинет Андреева в старом особняке в центре Твери наполовину заставлен коробками с компьютерами: "Вот, уже поставить некуда", - говорит он с показным недовольством.

Теперь в планах "Андреев Софт" - открыть негосударственные учреждения дополнительного образования в каждом областном центре. Все учебные центры будут объединены в частную некоммерческую организацию, основная задача которой - ликвидировать компьютерную безграмотность и повышать уровень знаний в области информационных технологий. А "Андреев Софт" будет зарабатывать на поставках и модернизации техники, на разработке методического обеспечения. "Мы поняли, что это отдельный бизнес - учить современным информационным технологиям, - говорит предприниматель. - Нормальный, цивилизованный бизнес. Здесь нет ничего странного: я бизнесмен, моя работа - зарабатывать прибыль. Я зарабатываю ее таким путем".

Интересы частного бизнеса и государственного образования в данном случае совпали. Большинство директоров школ относятся к предлагаемой компанией схеме компьютеризации с пониманием: каждый ученик - это бюджетные деньги, а детей в школах становится все меньше. Через два-три года школам придется конкурировать за учеников, а родители, естественно, с большей охотой отдадут детей в школу с компьютерами. Некоторые директора, правда, пытаются войти с Андреевым в бизнес, но тот корыстных устремлений не приемлет - зачем ему делиться с кем-то прибылью, если поток желающих просто поставить в школе компьютеры пока не иссякает? Есть, конечно, и такие директора, для которых новые бизнес-веяния - головная боль, но их, к счастью, меньшинство.

Схема

Используемая "Андреев Софт" схема поставки компьютеров называется "Встречное предоставление имущества": компьютеры остаются на балансе компании, помещение предоставляет школа, она же платит за свет и отопление. В зависимости от загрузки компьютерного класса, с учетом зарплаты преподавателям, налогов и прочих накладных расходов компания окупает его за полтора-два года. После этого оборудование заменяют на новое, а послужившие делу образования компьютеры продаются через комиссионный магазин "Андреев Софт" примерно за половину их начальной стоимости.

Зарабатывает "Андреев Софт" и собственно на обучении. Оно стоит 160 рублей в месяц или 20 рублей в час, что по столичным меркам очень дешево. В провинции же больше брать нельзя, потому что весь андреевский бизнес держится на массовости, а в маленьких городах и даже во многих райцентрах 20 рублей - это максимум, что могут платить люди. Но даже при таких расценках, утверждает Андреев, рентабельность его бизнеса никак не ниже, чем при простой торговле компьютерами, - за год выходят те же 70%. Зато в торговле конкуренция очень плотная, а школа - новый огромный рынок, пределы которого пока даже не просматриваются. И "Андреев Софт" на нем пока один. Никакие маркетинговые ухищрения не позволили бы чисто торговой компании увеличить свой оборот в десять раз за два года: "Я бы рад так продавать, да никто здесь столько не купит". А в случае со школой - пожалуйста: в 1999 году у компании был один компьютерный класс, а к Новому году их будет уже 60. Можно бы расти еще быстрее, но, закупив 350 компьютеров разом, компания почти исчерпала собственные оборотные средства, а кредит - 28% годовых - для такой программы дорог, это ведь не разовые спекуляции, а нормальный стабильный бизнес с долгосрочной перспективой.

Почему Андреев так уверен, что не иссякнет поток желающих у него учиться? Это просто опыт: если дети занимаются в компьютерном классе два раза в неделю, то его максимальная пропускная способность в школе, где учится, скажем, тысяча детей, составит 150 человек. А 15% детей, которые хотят чего-то нового, которым интересны информационные технологии и родители которых могут заплатить за обучение совсем небольшие деньги, найдутся в любой школе. Некоторые из них могут потом продолжить обучение, тоже платное, в школе программистов компании "Андреев Софт" и через два-три года получить сертификат американской фирмы Brainbench, который в отличие от диплома Тверского университета принимается более чем в ста странах мира. Но таких детей немного, всего 50. А в обычных школах компания уже обучает каждый день более 2,5 тыс. человек.

Так что 15% - большой рынок. Причем расширять его можно не только вширь, но и вглубь, за счет поставок в школы другого оборудования, принтеров, например. "Дети же любят рисовать, они графические пакеты в компьютерном классе изучают, так почему бы им не подарить самодельную открытку маме и папе? Вот, календарь у меня над столом, - показывает Андреев, - дочка сделала". Распечатка на принтере единицы детского творчества стоит всего три рубля. И ничего, тоже окупается.

Проблемы

Возвращаясь к проблемам и суммам государственного значения, стоит, наверное, задать себе простой вопрос: а можно ли таким образом решить проблему компьютеризации школы по всей стране? И да и нет. Да - потому что схема решения этой проблемы есть, и тверской предприниматель Алексей Андреев доказывает нам со всей очевидностью: честный и эффективный бизнес на образовании возможен. Можно сделать так, чтобы компьютеры в школах были, дети учились с ними работать, и чтобы даже подозрения в том, что у школы кто-то ворует, ни у кого не возникало.

С другой стороны, так же очевидно, что только за счет бизнеса задачу компьютеризации в том виде, в каком она сейчас стоит, увы, не решить. Уже на уровне райцентров схема Андреева, к сожалению, работает не всегда - платить за обучение компьютерной грамотности 20 рублей в час готов далеко не каждый житель даже райцентра, не говоря уже о селах и деревнях, которые для такого бизнеса остаются белым пятном. Это как раз и есть поле для деятельности государства, лишь оно может позволить себе работать в тех местах, где для бизнеса уже нет перспективы. И с этой точки зрения решение Министерства образования начать программу компьютеризации школы с села надо признать абсолютно оправданным.

Другой вопрос - насколько вообще экономически целесообразно ставить компьютеры в маленькие сельские школы. Как бизнесмен Андреев рад, что Путин начал компьютеризацию школы не с областных центров, где есть простор для предпринимателя, а с сельских школ, потому что конкурента в лице государства маленькая частная компания, конечно, не выдержала бы. Впрочем, у нее все равно оставалась бы возможность найти свою нишу, например заняться элитарным образованием и зарабатывать хорошие деньги за счет более высокого качества своих методик, лучшего оборудования, лучше подготовленных, чем средний учитель математики, преподавателей.

Но как гражданин Андреев считает госпрограмму растратой бюджетных денег. Один-два компьютера на школу проблемы образования все равно не решат. Так не лучше ли было собрать все эти компьютеры в райцентрах и попробовать оборудовать там классы по отработанной в Твери схеме? И пусть бы предприниматели на этом честно заработали, а бюджет - честно сэкономил.

Интервью с Алексеем Андреевым было опубликовано в "Эксперте" N39 от 16 октября 2000 г.