Военная коллегия Верховного суда России признала незаконными некоторые пункты приказа министра обороны о перечне сведений, которые являются государственной тайной в Вооруженных силах. Кроме того, было установлено, что сам приказ засекречен незаконно и должен быть опубликован в печати.
С иском обратились капитан 1-го ранга в отставке, эколог Александр Никитин и его адвокаты Юрий Шмидт и Михаил Матинов. Никитин, бывший морской офицер, обвинялся ФСБ в измене родине и разглашении государственной тайны. В 1995 году он готовил доклад "Северный флот - потенциальный риск радиоактивного загрязнения региона" для норвежской экологической организации "Беллуна", которая, в свою очередь, собиралась использовать доклад на московской встрече "большой семерки" по ядерной безопасности. ФСБ утверждала, что сведения о катастрофах и авариях на атомных подводных лодках Северного флота, переданные Никитиным иностранцам, были секретными. Арест Никитина в феврале 1996 года вызвал возмущенную реакцию в мире: за него вступились многие правозащитные организации, а Европарламент обратился к Европейскому сообществу с просьбой содействовать освобождению Никитина. Раздавались голоса, что обвинение сфабриковано ФСБ. Во время судебного процесса защитники эколога столкнулись с тем, что в качестве правовой базы, послужившей основанием для утверждения, что сведения из доклада для "Беллуны" являлись закрытыми, следствие использовало приказ министра обороны. Податели жалобы в Верховный суд утверждают, что, согласно Конституции РФ, перечень секретных документов определяется федеральным законом "О государственной тайне". "Однако в перечень Министерства обороны, который мы оспариваем, включены новые категории сведений, которых нет в законе", - утверждают они. Например, информация о потерях военной техники и личного состава в военное и мирное время Министерство обороны относит к гостайне, а федеральный закон - нет. По словам истцов, "руководствуясь этим перечнем, военные эксперты давали и продолжают давать свои заключения, которые ложатся в основу обвинения конкретных лиц".
Верховный суд поставил точку также и в деле самого Никитина. В конце прошлого года Петербургский городской суд оправдал бывшего капитана, но питерский прокурор пытался добиться обвинительного приговора в коллегии Верховного суда, а затем и в его президиуме. Все инстанции протесты отклонили. Теперь Никитин оправдан окончательно, и обжалованию это решение уже не подлежит.
Сейчас Александр Никитин и его адвокаты находятся во Владивостоке, чтобы оказать поддержку другому человеку, обвиненному в шпионаже, - военному журналисту Григорию Пасько, который был задержан ФСБ в 1997 году. Пасько было предъявлено обвинение в том, что он передавал Японии документы, представляющие военную тайну. Сам журналист утверждал, что японской стороне он отдал только информацию об опасных объектах Тихоокеанского флота. 20 июля 1999 года Военный суд оправдал Пасько по статье "шпионаж", переквалифицировав ее в "злоупотребление служебным положением". Он был приговорен к трем годам лишения свободы, но по амнистии освобожден из-под стражи прямо в зале суда.
Главная военная прокуратура опротестовала это решение в ВС РФ, и Верховный суд отменил прежний приговор, отправив дело на новое рассмотрение в военный суд Тихоокеанского флота. Летом этого года началось новое судебное разбирательство. В настоящее время идет допрос свидетелей. 30 августа защита Пасько создала экспертную комиссию, которая намерена проследить, как Министерство обороны проверяет степень закрытости документов, за передачу которых японским журналистам обвиняется Пасько.
По мнению правозащитников, решение Верховного суда может стать основанием для оправдания журналиста, а также ученых Валентина Данилова и Игоря Сутягина, которых обвиняют в шпионаже.