От авторов

Дмитрий Гришанков
24 сентября 2001, 00:00

Крупный бизнес дал импульс развитию всей экономики. Результатов следует ожидать через два-три года

Что-то произошло с двумя сотнями крупнейших за последний год. Что-то существенное. Сухие цифры свидетельствуют: они растут, развиваются, укрупняются. Они более рентабельны и производительны. В принципе это случалось и раньше, но позитивные тенденции никогда еще не были столь глубоки и ярко выражены.

Нечто новое проявилось на уровне общения с менеджерами. Если раньше приходилось едва ли не силой вытрясать из них информацию, то сейчас некоторые начали звонить и спрашивать, не пора ли заполнять анкету, уже в марте. Такого за семь лет еще не было. Дальше - больше. После рассылки анкет изрядное их количество вернулось заполненными безо всяких напоминаний. Звонили сами, уточняли, переспрашивали, неподдельно волновались. Шли в журнал и заявляли рекламу в этот номер (о силе рекламного порыва можно судить по рекордной толщине номера). Появлялись представители неизвестных доселе структур с ворохом бумаг, свидетельствующих о космических масштабах их деятельности. Некоторым пришлось отказывать: либо информация была недостаточно убедительной, либо сферу основной деятельности нельзя было отнести к производству. Уговаривали, сердились, грозили... Спасибо наблюдению PricewaterhouseCoopers, авторитет международных аудиторов помог избежать многих проблем.

Можно было бы, конечно, смахнуть слезу умиления и успокоенно констатировать: вот какие мы молодцы, раскрутили просто гениальнейший проект. Но в чем причина успеха? Почему именно сейчас? Не верю я в этакое благостное желание творить добро. И в магические числа (этот выпуск рейтинга 7-й по счету). За массовым прозрением наверняка стоит вполне трезвый расчет.

Первое, что приходит на ум, - рост интереса к рейтингу и ускоренное развитие крупных компаний это звенья одной цепи. Наши крупнейшие компании уже начинают сравнивать с азиатскими чеболями, с ними связывают надежды на дальнейшее развитие. Но что-то тут не совсем складывается. Не тот у нас, как говорится, менталитет, не очень он подходит для чеболестроения. Да и государство к этому не приспособлено. И идеологии соответствующей нет. Если нечто подобное и пытались соорудить, то это было до 1998-го. Кстати, прообразы чеболей не особенно пеклись о своем имидже. Например, "Газпром" как не проявлял особого интереса к нашим упражнениям, так и не проявляет.

Природа нынешнего оживления несколько иная. Крупные корпорации в силу своего положения сконцентрировали большие денежные потоки. Как следствие - они могли позволить себе сформировать довольно сильные команды дорогих, высококвалифицированных менеджеров. Правда, пока не заметно массовых проявлений новаторства, неординарных решений. Подавляющее большинство лидеров рейтинга заняты рутиной: наведение порядка в поставках и расчетах, ликвидация неэффективных активов, приобретение новых. Введение бюджетирования в компании преподносится общественности как высший пилотаж.

Впрочем, порядок - это важно. Как-то лет пятнадцать назад я заинтересовался проблемой экономии топлива в авиаперевозках. В реферативном журнале по соответствующей тематике нашел массу реляций: благодаря сверххитрым алгоритмам управления можно экономить 1,5%, 2%, порой даже 5%. А если еще крылья самолетам поменять - то и все 7%. И вдруг скромненькая такая заметочка: работники львовского авиапредприятия за год сэкономили 25% топлива! Просто за счет того, что добились неукоснительного выполнения существующих норм и инструкций.

Так и западные менеджеры бьются за каждые полпроцента рентабельности, ночи не спят. А наши просто ввели элементарный учет - вот тебе 10%. Бюджетирование - еще 10%. Заводик прикупили - 15%. А тут еще мировая конъюнктура добавила процентов 30. Вот уже и нет ничего удивительного в том, что реализация "Эксперт-200" выросла на 62,4%.

Одно из правил поведения такого "правильного менеджмента", воспитанного в прозападных традициях, - поддержание своей репутации перед деловым сообществом. И в этом рейтинг для них полезнее любой рекламы.

Если гипотеза верна, то через два-три года крупный бизнес перестанет быть локомотивом, благо он изрядно изношен, а косметический ремонт не может выручать вечно. Управленческие команды начнут не распадаться (не дай бог), но поставлять менеджеров рынку (карьерный рост в команде ограничен, два гения под одной крышей не живут и т. п.), и во весь голос о себе заявит второй эшелон (если придерживаться тех же железнодорожных образов) - средний бизнес.

Авторы рейтинга

Дмитрий Гришанков (руководитель проекта), Дмитрий Кабалинский (руководитель отдела корпоративных рейтингов рейтингового агентства "Эксперт РА"), Андрей Гордон (ответственный за сбор первичной информации), Денис Бойцов, Александр Воронин, Алексей Кабалинский, Мария Красникова, Сандра Ласе, Владимир Лопатин, Владимир Лобас, Людмила Лясковская, Андрей Милый, Армен Мунаян, Маргарита Нагога, Олег Семеко, Дмитрий Сиваков

Нам помогли

Редакция журнала и рейтинговое агентство благодарят все предприятия, которые согласились предоставить нам свою финансовую отчетность, а также министерства, ведомства, компании, оказавшие помощь в сборе информации для рейтинга, в частности Министерство промышленности и Министерство экономического развития и торговли РФ.

Особую признательность мы выражаем агентству AK & M, Московской межбанковской валютной бирже, фондовой бирже РТС, Московской фондовой бирже и NYSE.

Наконец, мы крайне благодарны компании PricewaterhauseCoopers за скрупулезный анализ методики рейтинга и многочисленные советы, которые мы получили в ходе совместной работы.