"Курск" поднят

Повестка дня
Москва, 15.10.2001
«Эксперт» №38 (298)
До конца текущей недели АПЛ заведут в росляковский док для последующей утилизации. Но самая важная и опасная часть по-настоящему уникальной операции - подъем лодки - завершена.

Затонувшие субмарины поднимали и раньше, но ни одна из них не была такой огромной, как "Курск". Ее водоизмещение составляет 18 тыс. тонн, вес - около 12 тыс. тонн, длина - 154 метра, ширина - 18 метров. Силовая установка АПЛ состояла из двух атомных реакторов, а на вооружении, кроме торпед и глубинных бомб, находилось 24 крылатых ракеты.

По масштабу это предприятие сравнимо только с операцией "Дженифер", проведенной ЦРУ в начале 70-х. Тогда на закончившуюся неудачей попытку вытащить с пятикилометровой глубины советскую дизельную лодку К-129 с тремя баллистическим ракетами американцы потратили два года и полмиллиарда долларов. Подъем "Курска" со 108-метровой глубины был осуществлен всего за 88 дней и обошелся значительно дешевле: по различным сведениям, от 70 до 130 млн долларов. Контракт подписали ЦКБ "Рубин" и ВМФ России с голландскими компаниями Mammoet и Smith Тak, которые хорошо известны на рынке услуг, связанных с изготовлением и установкой нефтяных платформ.

До начала операции специалисты не раз указывали руководству Mammoet на то, что она никогда не работала с подводными объектами такого масштаба. С этим легко соглашался глава российского представительства компании Вячеслав Захаров, утверждая, что "с подобными объектами действительно никто не работал и подъем 'Курска' - эксклюзивный проект, аналогичного которому в мире не было".

Но критика оказалась напрасной. Сначала была отделена поврежденная носовая часть лодки - по признанию специалистов, поднимать ее побоялись из-за высокой вероятности ее "отваливания" и последующего возникновения дисбаланса всей грузонесущей системы. Затем водолазы Smith Тak проделали 26 технологических отверстий в корпусе лодки. В каждую из них был вставлен канат, выдерживающий нагрузку в 900 тонн и стянутый из 54 стальных тросов. На канатах лодка была подтянута к барже и успешно доставлена к росляковскому доку.

Страховал риск радиационного заражения области транспортировки лодки российский "Ингосстрах".

Новости партнеров

«Эксперт»
№38 (298) 15 октября 2001
Война
Содержание:
Заклятые друзья

Американская модель управления третьим миром оказалась несостоятельной. Срочно требуется участие Лондона и Москвы

Обзор почты
Международный бизнес
Наука и технологии
Политика
На улице Правды
Реклама