Великий отечественный

Михаил Малыхин
22 октября 2001, 00:00

Мюзикл "Норд-Ост" стал самым дорогим отечественным музыкальным проектом. Вложенные средства окупаются творческим успехом

Сегодня в Москве - настоящий бум мюзиклов. Многие театры считают своим долгом обзавестись одной театральной вещицей с песнями и плясками, а то и парой . На сцене Московского театра оперетты идет нашумевшее "Метро", в Театре Эстрады Стас Намин ставил "Волосы", мюзиклы можно было посмотреть на сцене театра-кабаре "Летучая мышь", в "Ленкоме", в Театре им. Моссовета, в еврейском театре "Шалом", даже на подмостках "Новой оперы" какое-то время гостил мюзикл "Tomorrowland".

Честно сказать, особой художественной ценностью эти проекты не отличались. В большинстве своем это были недорогие кальки западных постановок (раскрученное "Метро", к примеру, польский проект, скандальные "Волосы" - американская классика тридцатилетней давности). Новый мюзикл "Норд-Ост" поддерживала столь мощная рекламная компания, что казалось, ничего хорошего ждать не приходится. По своей агрессивности полугодовая пропаганда "Норд-Оста" была сравнима разве что с настырностью западных компаний, втюхивающих россиянам ореховое безумие и прокладки. Телеролики и кричащие радиосюжеты, рекламные полосы в журналах и газетах, плакаты в метро, билборды на дорогах... Ото всей этой жути потенциальным зрителям следовало прийти в ярость и отказаться смотреть "Норд-Ост". Пусть авторы проекта просто пойдут по миру - им не покрыть расходы на огромный зал, который они сняли во Дворце культуры шарикоподшипникового завода, не рассчитаться с почти сотней артистов и музыкантов, которым было запрещено параллельно работать в других проектах, не расплатиться за свою самонадеянность, с которой они взялись за почти безнадежный проект. Создать с нуля мюзикл в России, где культуры мюзикла не существует, невозможно даже на уровне художественной самодеятельности.

Московские авантюристы

Четыре года назад инициаторы проекта "Норд-Ост" Алексей Иващенко и Георгий Васильев (дуэт авторской песни "Иваси") собирались идти проторенной дорожкой и перенести на московскую почву раскрученный западный мюзикл "Les Miserables" ("Отверженные"), приобретя права у известной британской компании Cameron Mackintosh Ltd. Компания прокатывает по всему миру такие хиты, как "Призрак оперы", "Оливер", "Кошки", "Мисс Сайгон" и др. Права на постановку этих шоу стоят не один миллион долларов. По контракту, компания предоставляет все до последней пуговицы и требует точно копировать материнскую версию - вплоть до поворота головы исполнителя.

После кризиса 1998 года идею поставить "Les Miserables" пришлось похоронить, но два сумасшедших барда не успокоились и решили создать свой мюзикл - российский. Сюжет искали долго, в конце концов остановились на полузабытом романе Вениамина Каверина "Два капитана", где вместе с судьбами героев описывается практически полвека русской истории - с конца XIX века до Великой Отечественной и послевоенного времени.

У Каверина все подходило для мюзикла. Здесь и яркие герои, о которых сразу можно сказать, кто хороший, кто подлец, и целых два классических любовных треугольника: Саня Григорьев - Катя Татаринова - Ромашов; Николай Антонович (Катин дядя) - Мария Васильевна (Катина мать) - Иван Кораблев. Так что интрига романа вдвойне разворачивается по классическим канонам.

В "Норд-Осте" Васильев и Иващенко решили не стеснять творческую мысль рамками традиционных бюджетов. Денежному размаху проекта могли бы позавидовать Большой с Мариинкой. У них самые дорогие балетные постановки стоят тысяч 800 долларов, оперы - чуть больше миллиона. Постановка же "Норд-Оста" обошлась в четыре миллиона. Только на звук и свет было потрачено около миллиона долларов. Компания I.S.P.A ставила звук на аппаратуре известных фирм Sennheiser и Meyer Sound. В числе прочего оборудования были приобретены самый большой в Европе звукорежиссерский пульт со 150 выходами (в самом продвинутом диджейском их всего 40) и совсем не дешевый монитор, транслирующий с галерки для солистов и хора жесты дирижера, находящегося в оркестровой яме. Больше полумиллиона долларов ушло на бесшумную машинерию декораций, не говоря уж о пиротехнике и аппаратуре для компьютерных и видеоэффектов. Плюс ко всему - 380 качественных костюмов и специально пошитая обувь на общую сумму в несколько тысяч рублей. В том, что эти деньги работают, могла убедить только премьера.

Премьера

Чтобы попасть в зал, пришлось преодолеть кордоны билетных контролеров, буфетные столики и лавки с рекламной продукцией (конверты "Норд-Ост", фляги "Норд-Ост", майки "Норд-Ост", специальные издания книг Каверина). Однако зрелище того стоило. Я действительно был потрясен спектаклем. В нем подкупали не масштабы сцены, не красочность костюмов, даже не хваленый макет самолета с 15-метровым размахом крыльев, который садится на сцену откуда-то сверху. В мюзикле нет ни одной непродуманной детали - он смотрится на одном дыхании. Калейдоскоп сюжетов по принципу киномонтажа: трагические эпизоды семьи интеллигентов в мгновение ока сменяются смешными картинами из жизни коммуналки, а бюрократические лабиринты "СевМорПути" - ландшафтами Северного полюса.

В спектакле почти нет разговорных диалогов, но музыка не надоедает, хотя и не запоминается. О том, как создавалась партитура "Норд-Оста", авторы готовы рассказывать часами. Вначале прописали сценарий - два действия, 43 картины. Потом - содержание каждой картины. "Самым сложным было превратить все это в рифмованный текст. Зачастую картина рождалась из одной фразы, а речевая интонация диктовала стиль всего фрагмента", - рассказывает Алексей Иващенко. По совести говоря, творение Васильева и Иващенко соткано из псевдоцитат русско-советской и мировой классики и пестрит стилизациями. В одном эпизоде слышатся фрагменты киномузыки Исаака Дунаевского, в другом - почти прямая цитата из оперы Чайковского, в третьем - танго Астора Пьяцолы.

И пусть пение в "Норд-Осте" - на втором плане, хотя продюсеры и уверяют, что из более чем тысячи претендентов в мюзикл принимались лишь те, у кого два образования (драматическое и музыкальное). Артисты странным образом переходят с эстрадной манеры на классическую и обратно, причем и та, и другая у них оставляет желать лучшего. Недостатки вокала с лихвой перекрываются актерским мастерством.

Самое удивительное в постановке - пластика и танцы, которые ставили сразу три человека: хореограф Елена Богданович, постановщик степа Олег Гусев и режиссер по пластике Сергей Лобанов. Такого профессионально поставленного эстрадного танца в Москве не увидишь нигде. Чего стоит оригинальный степ лыжников и подростков на коньках или уличные пляски тринадцатилетних детей. Тяжелая полугодовая работа над постановкой обернулась неподражаемой легкостью зрелища.

В отличие от многих музыкальных премьер последнего времени в "Норд-Осте" нет даже намека на эпатаж - это трогательная сказка о настоящей жизни. Наивная, словно первая любовь, и столь же незабываемая. Несмотря даже на то, что первая любовь не всегда бывает счастливой.