Издержки легализации

Экономика и финансы
Москва, 29.10.2001
«Эксперт» №40 (300)
В одиночку выводить бизнес из "тени" предпринимателям слишком накладно. Нужно договариваться друг с другом и с государством

Сегодня ни для кого не секрет, что деятельность многих российских бизнесов надежно укрыта в "тени". Речь не о криминале, с которым солидные участники рынка не имеют и не хотят иметь ничего общего, а о полулегальных "серых" схемах. С их помощью проводится успешная оптимизация налоговых отчислений, в этот процесс так или иначе вовлечены если не все, то очень многие. Мы к этому успели привыкнуть.

Однако в последнее время участники рынка все чаще поговаривают о необходимости легализации. Нам кажется, что это не просто риторика, не малозначимые разговоры середины 90-х годов. Намерения многих представителей бизнеса вполне серьезны. Об этом, в частности, свидетельствуют как документы прошедшего в начале октября 2001 года Первого съезда Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), так и выступления участников. Появляется ощущение, что перемены возможны. Те, кому удалось выстроить серьезный бизнес, создать своей компании имя, хотят развиваться - привлекать внешние ресурсы, улучшать деловой имидж, наконец, спать спокойно.

Никакого идеализма в этом стремлении нет. Напротив, участники рынка весьма прагматичны. А потому они не могут не видеть серьезных препятствий на пути к выходу из "тени". Начнем с того, что издержки легализации зачастую слишком высоки. И если кто-то начинает платить все по полной ставке (скажем, 15% таможенной пошлины и 20% НДС при ввозе импортного товара массового спроса), то может запросто вылететь с рынка, не выдержав конкуренции. Издержки деятельности по "серым" схемам тоже далеко не нулевые, и руководство компаний зачастую недооценивает их уровень. Но все равно они несопоставимо ниже уровня официальных платежей. Вдобавок, как ни странно, легализация бизнеса связана и с дополнительными рисками: обеспечивая прозрачность собственной деятельности, участники рынка боятся "подставиться", получив вместо одобрения череду дополнительных проверок.

Не следует рассматривать легализацию бизнеса как разовый акт перехода к работе "по-белому". Во многих случаях она возможна лишь как ступенчатый процесс, требующий перестройки деловых схем и разного рода институциональной поддержки. Сегодня со стороны государственных органов нарастает давление, которое подталкивает к увеличению официальных платежей. Так, с начала этого года резко активизировалась деятельность Государственного таможенного комитета. Но одного лишь давления недостаточно. Решение о движении в сторону легализации по-прежнему во многом остается вопросом личной позиции собственников и руководителей компаний, их готовности взять на себя дополнительные издержки ради ожидаемых дополнительных выгод.

И здесь вовсю работает обычный эффект безбилетника - подождать, пропустить кого-то вперед. Есть и немало скептиков, считающих, что ничего путного в принципе получиться не может. Проблема же заключается в том, что единоличного решения по поводу легализации недостаточно. Один человек не может идти в ногу, если окружающие шагают, как их душе угодно.

Новости партнеров

«Эксперт»
№40 (300) 29 октября 2001
Дело мпс
Содержание:
Дорога в никуда

Насильственное упразднение министра путей сообщения Николая Аксененко даст высшей власти доступ к огромным финансовым ресурсам, но не решит наболевших проблем на железных дорогах

Русский бизнес
Международный бизнес
Наука и технологии
На улице Правды
Реклама