Уколоть? Или ударить?

29 октября 2001, 00:00

На прошлой неделе правительство США начало рассмотрение вопроса об изменении статуса Федерального бюро расследований (ФБР). Если вопрос будет решен положительно, то в ближайшее время ФБР снимет с себя полномочия по расследованию "традиционных" уголовных дел и передаст их в ведение американской полиции. Таким образом, агенты ФБР смогут сконцентрироваться на антитеррористической деятельности (в частости, на расследовании терактов 11 сентября).

Едва ли не половина личного состава ФБР занимается сегодня именно расследованием сентябрьских терактов и случаев бактериологической атаки против США. Проводится большая работа по проверке подозрительных личностей. Из 600 задержанных в связи с терактами три четверти отпущены на свободу. За решеткой осталось лишь 150 человек, причем только четверо из них действительно интересны следствию. Согласно данным американской прессы, главных подозреваемых в принадлежности к террористической группировке "Аль-Каида" допрашивают уже тридцать пять дней, но никто из них не заговорил.

В связи с этим ФБР всерьез рассматривает даже возможность применить нетрадиционную для США тактику допросов - психологический прессинг, наркотики и пытки. По американским законам, сведения, полученные таким путем, суд не признает доказательством вины подследственных. Поэтому американцам придется либо изменить свои законы, либо прибегнуть к экстрадиции подозреваемых в страны, спецслужбы которых допрашивают подследственных с использованием насилия.

Вслед за Соединенными Штатами свое отношение к подозреваемым ужесточает и Великобритания. В частности, министерство внутренних дел Великобритании издало билль о конфискации преступных доходов, выводящий из юридического обихода понятие презумпции невиновности. Отныне английские суды и полиция могут арестовывать счета и конфисковывать любое имущество, приобретенное гражданами страны после 1989 года. Действие закона распространяется на лиц, подозреваемых в приобретении богатства нечестным путем, причем не имеет никакого значения, доказана их виновность в суде или нет.

Возможно, такое упрощение следственной практики связано с желанием найти виновных в терактах в США. Сейчас нет ни очевидных доказательств виновности Усамы бен Ладена, ни списка тех, кто помогал ему и помогает сегодня. Жесткий контроль за подозреваемыми в преступлениях призван облегчить Лондону и Вашингтону поиски преступников.