Счетная палата рапортует

29 октября 2001, 00:00

В 2001 году аудиторы Счетной палаты Михаил Бесхмельницын и Александр Кушнарь провели очередную проверку деятельности МПС и ряда связанных с ним предприятий и коммерческих структур.

И вот что они выяснили.

В 1999 году в недрах министерства было создано казначейство МПС России - дополнительная структура, дублирующая функции "официального" департамента финансов МПС. Аудиторы отметили, что создание казначейства практически не обосновано, а учет расходования денежных средств этой структурой значительно усложняет контроль за их использованием, "что не придает прозрачности движению денежных средств".

Большинство ранее выявленных нарушений (в ходе проверки 1997-1998 годов) в части предоставления отдельным коммерческим организациям льготных скидок при перевозках грузов на экспорт и их перепродажа на льготных условиях другим фирмам не устранены. Все продолжается в том же духе и по настоящее время.

В 1998 году руководство Октябрьской железной дороги потратило 92,8 млн рублей из амортизационных отчислений на приобретение пая ТОО КБ "Балтийский банк". Оно же взяло кредит в Балтийском банке на сумму 8,02 млн долларов. Кредит был использован на вклад в уставный капитал этого же банка.

ГУП "Желдорторгснаб" закупал сахарный песок, зерновые культуры и картофель для нужд железных дорог по ценам значительно выше средних потребительских. Так, при закупке одного только картофеля общая сумма прямого ущерба финансам министерства составила 183,5 млн рублей.

В договоре о реконструкции железнодорожной линии Санкт-Петербург-Москва для генподрядчика (Балтийской строительной компании) была установлена норма прибыли в размере 18%, в то время как обычная норма в строительной практике составляет 8%. В результате стоимость работ БСК в 1999 году была увеличена на 307,5 млн рублей. В 1999 году перечисление средств на реконструкцию производилось с опережением утвержденного графика. Всего за 1999 год компании было перечислено 4,75 млрд рублей вместо установленного лимита в 2,29 млрд. В том же году в счет финансирования реконструкции магистрали Санкт-Петербург-Москва производилось строительство жилых домов, при этом БСК выступала заказчиком. Стоимость этих работ в 1999 году составила 196,18 млн рублей.

73,7% от общего объема закупок электровозов, тепловозов, пассажирских и грузовых вагонов, электровагонов и дизельпоездов на сумму 6,22 млрд рублей руководство МПС осуществляло в обход тендерной комиссии МПС, которая была создана специально для пресечения коррупции.

В 1999 году Николай Аксененко от имени МПС России взял у Промсвязьбанка и Балтийского банка кредиты на общую сумму 5 млн долларов и 368 млн рублей, в то время как указ президента от 26 мая 1998 года запрещает федеральным органам исполнительной власти привлекать заемные средства.

При погашении этих и ранее взятых кредитов МПС выплатило кредиторам 780,59 млн рублей и 88 млн долларов. Часть задолженности в размере 150 млн рублей была незаконно списана с доходно-распределительных счетов министерства.

В 1999 году 4,36 млрд рублей из фонда капитальных вложений было истрачено на развитие ЗАО "Компания 'Транстелеком'". Кроме того, 17 железных дорог по указанию "сверху" за счет амортизационных средств приобрели акции "Транстелекома" на сумму 1,5 млн рублей.

МПС России подписало соглашение с администрацией Кемеровской области (вспомним о находящихся здесь предприятиях УГМК, "Русского алюминия" и "Евразхолдинга", контролируемых Махмудовым, Дерипаской-Абрамовичем и Александром Абрамовым) о снижении специальных ставок на железнодорожные перевозки на экспорт против ставок Тарифной политики: по перевозкам угля - на 60%, кокса - на 70%, минеральных удобрений - на 20%, черных металлов и проката черных металлов - на 40%. В результате в 1997 году Западно-Сибирская железная дорога потеряла 0,9 млн рублей, в 1998-м - 3,76 млрд рублей, в 1999-м - 3 млрд рублей.

МПС полностью зачисляло на свои расчетные счета в коммерческих банках средства, полученные от сдачи в аренду федерального недвижимого имущества, в результате чего в доходную часть федерального бюджета не поступило 2,7 млн рублей.

Предыдущая проверка МПС, проведенная в 1997-1998 годах, установила, что неправомерные и экономически нецелесообразные действия руководителей министерства и железных дорог причинили отрасли материальный ущерб на общую сумму 490,1 млн рублей и 3,6 млн долларов.