Счетная палата рапортует

Тема недели
Москва, 29.10.2001
«Эксперт» №40 (300)

В 2001 году аудиторы Счетной палаты Михаил Бесхмельницын и Александр Кушнарь провели очередную проверку деятельности МПС и ряда связанных с ним предприятий и коммерческих структур.

И вот что они выяснили.

В 1999 году в недрах министерства было создано казначейство МПС России - дополнительная структура, дублирующая функции "официального" департамента финансов МПС. Аудиторы отметили, что создание казначейства практически не обосновано, а учет расходования денежных средств этой структурой значительно усложняет контроль за их использованием, "что не придает прозрачности движению денежных средств".

Большинство ранее выявленных нарушений (в ходе проверки 1997-1998 годов) в части предоставления отдельным коммерческим организациям льготных скидок при перевозках грузов на экспорт и их перепродажа на льготных условиях другим фирмам не устранены. Все продолжается в том же духе и по настоящее время.

В 1998 году руководство Октябрьской железной дороги потратило 92,8 млн рублей из амортизационных отчислений на приобретение пая ТОО КБ "Балтийский банк". Оно же взяло кредит в Балтийском банке на сумму 8,02 млн долларов. Кредит был использован на вклад в уставный капитал этого же банка.

ГУП "Желдорторгснаб" закупал сахарный песок, зерновые культуры и картофель для нужд железных дорог по ценам значительно выше средних потребительских. Так, при закупке одного только картофеля общая сумма прямого ущерба финансам министерства составила 183,5 млн рублей.

В договоре о реконструкции железнодорожной линии Санкт-Петербург-Москва для генподрядчика (Балтийской строительной компании) была установлена норма прибыли в размере 18%, в то время как обычная норма в строительной практике составляет 8%. В результате стоимость работ БСК в 1999 году была увеличена на 307,5 млн рублей. В 1999 году перечисление средств на реконструкцию производилось с опережением утвержденного графика. Всего за 1999 год компании было перечислено 4,75 млрд рублей вместо установленного лимита в 2,29 млрд. В том же году в счет финансирования реконструкции магистрали Санкт-Петербург-Москва производилось строительство жилых домов, при этом БСК выступала заказчиком. Стоимость этих работ в 1999 году составила 196,18 млн рублей.

73,7% от общего объема закупок электровозов, тепловозов, пассажирских и грузовых вагонов, электровагонов и дизельпоездов на сумму 6,22 млрд рублей руководство МПС осуществляло в обход тендерной комиссии МПС, которая была создана специально для пресечения коррупции.

В 1999 году Николай Аксененко от имени МПС России взял у Промсвязьбанка и Балтийского банка кредиты на общую сумму 5 млн долларов и 368 млн рублей, в то время как указ президента от 26 мая 1998 года запрещает федеральным органам исполнительной власти привлекать заемные средства.

При погашении этих и ранее взятых кредитов МПС выплатило кредиторам 780,59 млн рублей и 88 млн долларов. Часть задолженности в размере 150 млн рублей была незаконно списана с доходно-распределительных счетов министерства.

В 1999 году 4,36 млрд рублей

Новости партнеров

«Эксперт»
№40 (300) 29 октября 2001
Дело мпс
Содержание:
Дорога в никуда

Насильственное упразднение министра путей сообщения Николая Аксененко даст высшей власти доступ к огромным финансовым ресурсам, но не решит наболевших проблем на железных дорогах

Русский бизнес
Международный бизнес
Наука и технологии
На улице Правды
Реклама