Российская комиссия по выдвижению нашего кино на "Оскар", возглавляемая режиссером Элемом Климовым, в этот раз отправила в Лос-Анджелес фильм Глеба Панфилова "Романовы. Венценосная семья" - плод восьмилетнего труда режиссера, который кинокритики пожурили, а кинофестивали прокатили. Однако решение выдвинуть Панфилова на "Оскар", хоть и компромиссное, но бесспорное и единственно верное.
Контекст
Выдвинув в позапрошлом году "Молох" Александра Сокурова, Климов и компания окончательно удостоверились в том, что предлагать американским киноакадемикам творения, которые мы тут считаем гениальными и выдающимися, нет никакого смысла. Важно угодить тем, кто принимает решение. А американские вкусы и представления о прекрасном известны всему миру. Климов и компания могли бы, конечно, показать заокеанским коллегам, что наш Сокуров еще и "Тельца" может, но что с того? Записали бы еще одно очко в графу "проигрыш".
Почти очевидно, что "Романовых" выделили методом исключения. Кроме "Тельца" мы могли бы порадовать Голливуд "Сестрами" Сергея Бодрова, но фильм уж слишком ученический. "Приходи на меня посмотреть" Янковского-Аграновича - лента камерная, недостает масштабности. "Яды" Карена Шахназарова - фильм непроходной по причинам, понятным всем, кто его видел, а кто не видел - поверьте на слово.
Более адекватные претенденты - "В августе 44-го" Михаила Пташука и "Нежный возраст" Сергея Соловьева. Один из продюсеров "Августа", Владимир Семаго, публично уверял инвесторов, что "Оскар" картине обеспечен. Можно было бы рискнуть, но предлагать американцам российский фильм, сделанный с претензией на американские стандарты, а технически недотягивающий, - все-таки нескромно. А Соловьев, который, скорее всего, получит у нас и призы критиков и какие-нибудь "Ники", снял кино сугубо российское: американцам придется прослушать курс лекций по новейшей истории России, чтобы понять, почему человек с высшим образованием не может найти работу, почему пригонять грузовики выгоднее, чем быть инженером, почему менты коррумпированные и причем здесь "эллизиум теней". К тому же Соловьев имел неосторожность упомянуть в негативном смысле чеченскую войну. Шансов маловато.
На этом фоне история расстрела семьи последнего русского царя автоматически встала на первое место.
Потенциал
Все шесть тысяч членов Американской киноакадемии смотрят и голосуют только за претендентов в номинации "Лучший фильм года". Награды в остальных категориях - работа профессиональных гильдий (за актеров - актеры, за художников - художники и т. д.). Претендентов на "Лучший фильм на иностранном языке" смотрит специальная комиссия при академии. И если в среде актеров-режиссеров-сценаристов все друг с другом знакомы, и это либо увеличивает, либо уменьшает шансы на победу, то об "иностранцах" комиссия имеет небольшое представление. И вот тут реклама решает все. Если не все, то многое.
Во-первых, в положении академии есть пункт о том, что претендент на "Оскар" должен пройти в американском прокате. Среди наших номинантов за последние шесть лет это правило никому не удалось соблюсти (академия, правда, закрывала на это глаза). Лишь "Утомленных солнцем" Америка посмотрела, правда в ограниченном прокате, и не до "Оскара", а после. "Романовым" американский прокат тоже пока не светит.
Во-вторых, довольно важный фактор - самопиар. Роберто Бениньи, прежде чем получить свои награды, просто заставил Америку о себе узнать. О крутизне Альмодовара в Голливуде свидетельствует Бандерас. Никита Михалков для американцев олицетворяет все русское кино. Панфилову пиара явно не хватает. И заниматься им некому. В шорт-лист "Романовы", может быть, и выйдут, но победят вряд ли. Шансы Панфилова сильно уменьшает тот факт, что Франция скорее всего выдвинет на "Оскар" "Амели". Фильм, о котором уже говорит весь мир, со дня на день выходит в американский прокат, а его режиссер Жан Жене уже обласкан Голливудом ("Чужие-4").
Несмотря на то что "Романовы" именно такой фильм, который Голливуд подразумевает, когда имеет в виду "российское кино" - то есть дворянская Россия, тяжелая судьба, сильная личность, революция, костюмы (что нас раздражает по причине искусственности, а им нравится), - его право на победу весьма сомнительно.
Панфилов, к сожалению, со своим фильмом опоздал. Он начал снимать "Романовых" в самом начале девяностых, когда тема вины революции в трагедиях России XX века была необычайно актуальна. Закончил, когда весь мир уже на этот счет успокоился. Но и при другом стечении обстоятельств, он бы Америку не поразил.
Американская киноакадемия уже знакома с экранизацией трагедии Николая. Фильм Франклина Шефнера "Николай и Александра" был номинирован на "Оскар" по шести номинациям (в том числе "Лучший фильм"), в двух победил ("Лучший художник" и "Лучшие костюмы"). Было это еще в 1971 году. (Кстати, в России "Николай и Александра" был запрещен, как клевета на российскую историю.) Увеличивает ли это наш потенциал или уменьшает - большой вопрос.