Талейран Кавказа

Шамсудин Мамаев
19 ноября 2001, 00:00

Тбилиси получает карт-бланш на использование Гелаева?

Российский президент "удивлен" лестным отзывом Эдуарда Шеварднадзе о чеченском боевике Руслане Гелаеве. Определенные круги в Грузии, как заявил в беседе с американскими корреспондентами в Кремле Владимир Путин перед отлетом на саммит в Америку, "как минимум попустительствуют деятельности международных террористов на своей территории". И назвал это, "мягко говоря, совершенно непартнерским поведением в отношении России". Хотя, отметил Путин, "наши последние контакты с президентом Грузии дают основания считать, что он хочет взаимодействия, настроен на это взаимодействие".

Из слов российского президента вытекает, что он считает Шеварднадзе скорее заложником "определенных кругов" Грузии, чем кавказским Талейраном. Тем не менее, зная, в какой степени Шеварднадзе ориентируется на Вашингтон, Путин подготовил грузинскому коллеге неприятный сюрприз: он назвал бесспорным тот факт, что при попустительстве грузинских властей идет переброска боевиков из Чечни в Афганистан через Грузию и Турцию. Их цель - "убивать американцев": Путин подчеркнул, что это прямая цитата из радиоперехвата разговоров боевиков. А также сообщил, что поименный список чеченских боевиков, намеревающихся отправиться в Афганистан, Москва готова передать американцам.

Из высказываний российского президента на встрече с американскими журналистами становится вполне очевидным, что в ходе саммита он был намерен затронуть грузинский сюжет, обострившийся после недавних событий в Абхазии. Джордж Буш предоставил возможность высказаться по столь щекотливому вопросу своему ближайшему союзнику. Пока американский и российский президенты отдыхали на техасском ранчо, премьер-министр Великобритании Тони Блэр прислал Эдуарду Шеварднадзе письмо, где высказал благодарность грузинскому президенту за поддержку проводимой антитеррористической операции и подтвердил, что, "несмотря на трудности, мы вновь продолжаем работу над урегулированием абхазской проблемы". Так что вполне возможно, что Эдуард Шеварднадзе вовсе и не заложник "определенных сил", а их Талейран.

Маленькие имперские амбиции есть у всех

Вспомним, вечером 15 октября вся Грузия прильнула к экранам телевизоров: как первый государственный канал, так и телекомпания "Рустави-2" сообщили, что грузинские партизаны и подразделения северокавказских бойцов "вошли в Сухуми". Сообщалось также, что местные жители бегут из города в сторону Сочи. "Рустави-2" передала, что вошедшие в Сухуми отряды партизан даже обратились к Тбилиси с просьбой ввести регулярные войска в столицу Абхазии "для защиты мирного населения".

Президент Грузии пребывал в нерешительности: в этот день в интервью национальному радио он сказал, что в районе Сухуми "идут боевые столкновения, есть жертвы", но точные намерения чеченцев неизвестны; однако у него "не вызывает сомнений", что их отряд движется через горы в северном направлении.

Тогда же планировалось заседание Совета национальной безопасности Грузии, который должен был дать официальную оценку происходящим в Абхазии событиям и наметить план дальнейших действий грузинской стороны. Джаба Иоселиани, бывший лидер распущенной "Мхедриони", заявил, что если Тбилиси не окажет военную помощь грузинским партизанам в Абхазии, то это сделают его люди вместе с другими "патриотами".

Весь этот пиар был нужен Тбилиси, чтобы в последний момент попытаться спасти провалившуюся интервенцию в Абхазию и добиться ввода туда регулярных войск. Или, на худой конец, хотя бы мобилизовать добровольцев.

Однако в последний момент грузинский президент, восемь лет назад сам побывавший в сухумской ловушке вместе с частями грузинской армии, все же не рискнул пойти на новую авантюру. Он позвонил в Москву Владимиру Путину и пообещал дать поручение своим силовикам активизировать взаимодействие с Россией в борьбе с терроризмом. А взамен получил обещание Москвы ускорить подготовку нового "большого" российско-грузинского договора.

С другой стороны, после абхазских событий отставка кого-то из этих "определенных кругов" стала только вопросом времени: кто-то же должен был ответить за столь беззастенчивую ложь обществу. Но грузинский президент с назначением козла отпущения явно запоздал. И теперь уже было трудно опровергнуть утверждения Сухуми о том, что чеченские боевики пришли в республику по его прямому приказу.

Но ситуация в Грузии все равно взорвалась, когда представители ГБ Грузии пришли с "финансовой проверкой" в телекомпанию "Рустави-2". В итоге всемогущий министр госбезопасности Грузии Вахтанг Кутателадзе был вынужден уйти в отставку. А вслед за ним - и все правительство. "Обратите внимание: тысячи людей вышли на улицы не с требованиями повысить зарплаты, пенсии и стипендии, а с лозунгами в защиту свободы слова. Президент был обязан продемонстрировать обществу, что готов на крайние меры для ее защиты, - объяснил народу свое решение Эдуард Шеварднадзе. - Более того, если парламент примет соответствующее решение, я готов сам уйти в отставку".

Вероятно, для Запада такой разворот явился доказательством "силы грузинской демократии". Однако на самом деле в Грузии сработал "синдром 1905 года", когда военное поражение коррумпированного царского режима спровоцировало революционную ситуацию в стране. Именно поэтому отставка министра госбезопасности никого не удовлетворила, "молодые реформаторы" перешли в наступление, народ выступил в поддержку парламента, а на митингах в Тбилиси зазвучали требования об уходе не только правительства, но и самого Шеварднадзе...

Сам Эдуард Шеварднадзе, как и полагается "отцу народа", революционности ситуации не почувствовал: по его мнению, события в Тбилиси были чьей-то "коварной политической задумкой" в борьбе за власть. МВД и Генпрокуратура "не имеют ничего общего" с инцидентом вокруг телекомпании "Рустави-2", - неуклюже пытался он убедить митингующих граждан.

Может быть, министр МВД Каха Таргамадзе действительно не имел прямого отношения к налету на "Рустави-2", зато все в Грузии говорят, что именно грузовики МВД перевозили чеченских боевиков из Панкисского ущелья в Кодорское. Зато Шеварднадзе так не считает. "Все инсинуации по поводу Панкисского ущелья как военной базы чеченских боевиков происходят от незнания и от страсти к сенсациям, которой просто больны как российские, так и грузинские СМИ", - раздраженно вещал президент. Все не так, убежден он, просто "грузинские мафиозные группировки, специализирующиеся на наркоторговле, очень хорошо спелись с чечено-кистинскими партнерами".

В отличие от Шеварднадзе добрая половина грузин считает одним из главных мафиози именно Таргамадзе. Потому в глазах общественности именно он и ответственен за новую абхазскую авантюру. Однако через неделю произошел новый кульбит: Шеварднадзе, вдруг решив оправдаться перед народом за Гелаева, перевел стрелки на себя.

На боевиков все еще есть спрос

"Руслан Гелаев - нормально мыслящий и образованный человек, благосклонно расположенный по отношению к Грузии", - считает грузинский президент; ничего, мол, плохого в Грузии он не совершал, в всего лишь шел через Абхазию в Россию, имея "определенные гарантии неприкосновенности, но это оказалось ложью, и боевики попали под огонь". И далее: "После неудавшегося перехода они спустились с гор и начали бродить по территории Абхазии, не зная, что делать дальше". В конце концов им удалось выйти в Зугдидский район, откуда они отправились в Сванетию и далее - в Панкисское ущелье. Вот такую абхазскую "сказку про белого бычка" придумал Эдуард Шеварднадзе.

Почему отряд Руслана Гелаева решил вдруг двинуться из Панкисского ущелья, хорошо известно: сразу после сентябрьского саммита ПАСЕ президент США Джордж Буш призвал "чеченских руководителей" порвать все связи с Усамой бен Ладеном, а Владимир Путин предложил чеченским командирам амнистию в обмен на оружие. Поскольку Руслан Гелаев не захотел порвать с Хаттабом, то Тбилиси ничего не оставалось, как выдворить его отряд со своей территории. Но для отряда Гелаева возвращение в Россию было смерти подобно, и грузинские силовики нашли другой, более интересный для обеих сторон, вариант - они пропустили чеченских боевиков на "неконтролируемую территорию", в Абхазию. После шумного, но неудачного рейда боевикам Гелаева позволили вернуться в Панкисси.

Когда же российская Генпрокуратура вновь потребовала передать ей чеченского командира, Эдуард Шеварднадзе ответил контробвинением: Москва, мол, не должна руководствоваться двойными стандартами - требовать выдачи Гелаева и в то же время укрывать бывшего министра госбезопасности Грузии Игоря Георгадзе, которого грузинская прокуратура обвиняет в организации четырех терактов. В переводе с дипломатического это означает: Гелаев грузинскому президенту еще нужен. Из этого следует, что отряд чеченского полевого командира вновь находится в боевой готовности в Панкисском ущелье, а грузинский президент готов его использовать.

Напомним, что Сухуми еще в августе отказался вести переговоры с Тбилиси на основе проекта документа, выработанного "группой друзей Генерального секретаря ООН". Теперь, после октябрьского похода Гелаева, позиция Сухуми стала еще более жесткой - Абхазия наотрез отказывается от политических переговоров с Тбилиси и прямо заявляет о желании войти в состав России. В свою очередь, Эдуард Шеварднадзе получил от Владимира Путина принципиальное согласие на вывод российских миротворцев.

А тут появился еще и "турецкий" фактор. На следующий день после выступления Шеварднадзе в защиту Гелаева в Тбилиси приехал президент Турции Ахмед Неджет Сезер. И грузинский президент, выразив вначале благодарность Анкаре за помощь в строительстве грузинской армии, выступил с новым сенсационным заявлением: он предложил Сезеру рассмотреть возможность участия Турции в миротворческой операции в Абхазии.

Вывод напрашивается сам собой: грузинский президент, учитывая совершенно разное отношение Анкары и Москвы к боевикам Руслана Гелаева, всерьез, похоже, рассчитывает, что новая экспедиция чеченских боевиков в Абхазию может оказаться более удачной. Или, по крайней мере, сделает Сухуми более податливым.